Найти тему

КАГ-3: когда «Колхида» кажется совершенством

Всем привет!

«Страшнее волка или рыси – автомобиль из Кутаиси» - эта шутка прочно закрепилась у советских автомобилей КАЗ, причем даже у принципиально нового КАЗ-4540, о котором я писал здесь. Но был в СССР и очень ненадежный автобус, по сравнению с которым даже «Колхиды» казались идеальными. Речь идет о собственном детище Каунасского автозавода – КАГ-3.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Выпуск нашего героя начался в 1956 г. на Каунасском заводе в Литовской ССР. Его конструкция хоть и была прогрессивной, без капота, но сам автобус был предельно простым: кузов собирался из дерева и обшивался металлом, а шасси было позаимствовано от горьковского космополита ГАЗ-51, о котором я писал здесь. От него же автобус получил и мотор объемом 3,5 л и мощностью 70 л. с.

Предельно прост был и салон: никаких декоративных элементов и звукоизоляции, лишь 23 сидячих места и 7 стоячих.

Салон КАГ-3. Источник фото: denisovets.ru
Салон КАГ-3. Источник фото: denisovets.ru

КАГ-3 выпускался до 1961 г., и в год Каунасский завод производил до 350 автобусов, в основном направлявшихся в другие союзные республики. Но и Литовская республика тоже остро нуждалась в собственном транспорте, и даже ее столица Вильнюс не обошлась без предельно простых КАГ-3.

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Но на базе модели также существовали фургоны:

Источник фото: denisovets.ru
Источник фото: denisovets.ru

Модель даже была представлена на ВДНХ, однако это не сыграло ей на руку. В начале 60х гг. случилось несколько автокатастроф с возгоранием этих автобусов, после которых эксплуатация КАГ-3 была запрещена. Тем не менее, каунасские машиностроители продолжали проводить ремонтные работы и собирать самые разные кузова на похожих шасси.

Это не сильно помогло машине, но все же отдельные экземпляры продолжали работать в Литовской ССР вплоть до развала страны. Сегодня остались считанные единицы таких автобусов. Одни гниют где-то в заброшенных местах:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Других удалось отреставрировать (см. первое фото). Также радует, что есть коллекционные модели этого автобуса:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

КАГ-3 – неудачный, но тем не менее нашедший место под солнцем советский автобус. Формально после череды катастроф он был запрещен, но из-за нехватки транспорта его продолжали использовать в народном хозяйстве. И сегодня даже такая простая и неоднозначная машина заслуживает внимания со стороны любителей старинной техники.

Встречался ли вам такой автобус? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!

Авто
5,66 млн интересуются