Найти в Дзене

КАЗ-4540 – последний грузовик из Кутаиси

Всем привет!

«Страшнее волка или рыси – автомобиль из Кутаиси» - так шутили советские шоферы про ненадежные грузовики производства Кутаисского автозавода Грузинской ССР. Однако в 80х на этом заводе стали выпускать очень интересный автомобиль КАЗ-4540, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Наш герой, совсем не похожий на предшественников серии 606 и 608, разрабатывался совместно с институтом НАМИ и предполагался как универсальная машина для работы в сельском хозяйстве. Это предполагает движение при полном отсутствии дорог, поэтому больше внимания было уделено проходимости в ущерб скоростным характеристикам: быстрее 75 км/ч КАЗ-4540 не ездил. Несмотря на то, что машина впитала в себя многие недостатки предыдущих моделей, испытания были пройдены успешно, и перед самым началом перестройки первые серийные автомобили увидели свет. Предполагалось, что объем производства достигнет 20 000 машин в год, но этим планам не суждено было сбыться.

Грузовик получился нестандартным. В первую очередь привлекает внимание кабина, которая сильно выдвинута вперед, что с одной стороны, улучшало обзор, с другой – создавало довольно большой риск аварии при поворотах на узкой дороге. Спального места в кабине больше не было: грузовик не предполагалось использовать для дальних перевозок. Внутри лишь два места, а между ними капот, под которым скрывался ярославский дизель, созданный на базе первого камазовского мотора, объемом чуть больше 8 л и мощностью 155 л. с. Зато панель стала отделана пластиком, а в распоряжении водителя необходимый набор приборов и руль с гидроусилителем.

Кабина КАЗ-4540. Источник фото: drive2.ru
Кабина КАЗ-4540. Источник фото: drive2.ru

Модель изначально создавалась для нужд села, и большинство машин были самосвалами, но также на базе последней «Колхиды» существовали фургоны.

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

КАЗ-4540 производился с 1984 по 2001 г. Но если в советские годы выпуск этого грузовика держался на уровне нескольких тысяч в год, то после развала СССР эта цифра стала падать с геометрической прогрессией, и в последние годы завод производил всего до 30 машин для нужд уже независимой Грузии. Независимые республики уже почти не интересовались такой машиной: сказывались распространившиеся в народе обидные частушки, которыми в советское время шутили про кутаисские тягачи, и которые перекочевали даже на принципиально новую модель 4540. Даже на малой родине модель перестала быть востребованной, так что в 2001 г. Кутаисский автозавод закрылся.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Но в 90х часть машин еще успела попасть в нашу страну, и некоторым из таких несказанно повезло – их отреставрировали и сохранили для музеев. Среди таких важную нишу занимает ярко-оранжевый экземпляр из красноярского музея «Авто-Ретро»:

-5

Я же в качестве бонуса представлю мою модель КАЗ-4540, сделанную из глины:

-6

КАЗ-4540 – грузовик, ставший лучше ненадежных предшественников, но так и не ставший популярным. Ему просто не повезло с эпохой, и радует, что машина не оказалась забыта, и мы можем поближе познакомиться с ней в ряде музеев.

Встречался ли вам такой грузовик? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!