Боевые характеристики и тактика пикирования с малых высот на примере Junkers Ju 87 Stuka, самого смертоносного и морально эффективного штурмовика всех вооруженных сил первой половины Второй мировой войны.
Junkers Ju 87, широко известный как Stuka, является одним из известнейших военных самолетов в истории авиации.
Название Stuka, сокращение от Sturzkampfflugzeug, наряду с танками, является синонимом тогдашнего немецого блицкрига. Это не случайно, так как эти звенья часто воевали как общевойсковая группа, а «Штуки» были «летающей артиллерией», способной уничтожить любую вражескую технику, оборонительную позицию или скопление войск, которые могли помешать продвижению Панцерваффе.
В этом отношении Ju 87 всегда был штурмовиком. Если утрировать это был тактический бомбардировщик для поддержки сухопутных войск Вермахта, если не вообще штурмовым орудием Вермахта. Успехи «Штуки» сделали из неё универсальный самолёт, который мог взлетать с кораблей, аэродромов, железнодорожных станций, мостов. Причем эффективность штурмовика была настолько высока, что Штука могла выводить из строя почти что угодно.
Если в небе не было истребителей или иных средств противодействия, то Ju-87 становился настоящей проблемой для наземных войск или надводных целей.
Основными причинами столько большой "нелюбви" к Штуке были точность, и немалая проблема для зенитчиков, пытающихся сбить самолет, летящий под горизонтальным углом 5°.
Примечательно, что ни один другой самолет, использовавшийся во время Второй мировой войны, не мог с такой регулярной точностью сбрасывать на цель большие или малые бомбы. Пилоты «Штуки» были точны, что группы связи тактической авиации в армейских частях часто передавали им команды по радио для уничтожения выбранных зданий, бункеров, артиллерийских позиций или даже окопавшихся вражеских танков.
Нередко их атаки с пикирования проходили всего на несколько десятков метров впереди атакующих дружественных наземных войск.
Не совру если скажу, что не было ни единого самолёта в истории Второй Мировой войны, который бы нанёс столько же урона наземной технике, сколько сделали это Ju-87. Примечателен и тот факт, что «Штука» уничтожила больше кораблей, чем любой другой самолет в военной истории.
Ju 87 был смертельно точен, потому что его конструкция фюзеляжа и устойчивость позволяли использовать тактику экстремального пикирования. Кроме того, в конструкции имелся эффективный механизм прицеливания и автоматическая система выхода из пикирования.При подлете к цели летчик задавал высоту бомбометания в устройстве, которое автоматически сбрасывало бомбы и выводило самолет из пикирования на вертикаль.
Бомба под фюзеляжем автоматически раскачивалась и отбрасывалась чуть вперёд, чтобы избежать контакта с винтом при почти вертикальном падении. Затем пилот заглушил двигатель и задействовал тормоза пикирования, расположенные на передних кромках крыльев, которые автоматически активировали триммеры на руле высоты.
Красные линии на боковых окнах помогали пилоту установить правильный угол пикирования, и он мог полностью сосредоточиться на удержании цели в поле зрения.
При достижении заданной высоты бомба отстёгивалась, а устройство автоматического выхода из пикирования корректировало триммеры, и нос самолета поднимался над горизонтом. Затем пилот восстанавливал управление, открывал дроссельную заслонку двигателя и закрывал тормоза пикирования.
Прочность планера и крыльев Ju 87 обычно позволяла выводить из пикирования при перегрузках, превышающих 6g.
21 июня 1941 года, в начале нападения на Советский Союз, в распоряжении Люфтваффе находилось 315 «Штук» Ju 87. Из них 219 машин находились в рабочем состоянии.
Противопехотная осколочная бомба SD-2
Ju 87 может перевозить до 96 бомб этого типа. За это он получил от союзников прозвище «бабочка или баттерфляй». Бомба была очень эффективна против пехоты на открытой местности, небронированной техники и самолетов на земле.
К началу войны Люфтваффе представило новую бомбу специально для ударов по тактическим наземным целям. Эти осколочные бомбы СД-2 применялись на бреющем полете одиночными самолетами, парами или до трех самолетов, сбрасывая бомбы через короткие промежутки времени, что приводило к значительным поражениям живой силы и небронированной техники в открытом поле или по самолётам на аэродроме.
Позже СД-2 сбрасывали в контейнерах, которые раскрывались после сброса, раскидывая бомбы по земле. Это позволяло сбрасывать эти бомбы и при атаке с пикирования, что снижало риск да Штуки стать мишенью для зенитки противника.
Учитывая многочисленные советские отчеты о вездесущих, устрашающих «Штуках», эффективность на Восточном фронте была всё же ниже, чем в Польской кампании. Потому что, при фронте длиной 2500 требовалось более 1000–1500 Ju 87, при условии нескольких вылетов в день.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.