Найти в Дзене

220 вольт - с комфортом в машине

Оглавление

Каждое лето мы путешествуем на машине и проезжаем около 5 000 километров за сезон.

Пользуемся в дороге навигацией, телефонами и другими гаджетами. На четырёх членов нашей семьи в дороге как минимум десяток устройств:

  • мобильники - 4 шт.
  • телефон с навигатором - 1 шт.
  • планшеты у детей, чтобы смотреть мультфильмы и слушать книги в дороге - 2 шт.
  • беспроводные наушники для пассажиров, чтобы не мешать водителю - 3 шт.
  • ноутбук - 1 шт.

Особенности

В пути есть важная задача - всю технику нужно постоянно подзаряжать и поддерживать заряд батареи почти на все 100%.

Вот основные причины:

  1. В дороге не везде хорошее покрытие мобильной сети. Телефоны в режиме постоянного поиска и неуверенного приёма очень быстро разряжают аккумулятор.
  2. Планшеты тоже достаточно быстро разряжаются: большой и постоянно включенный экран потребляет прилично.
  3. Наушники иногда заряжать приходится, особенно, если не позаботился об этом заранее и не зарядил перед дорогой.
  4. Телефон с навигатором лучше вообще держать на зарядке постоянно.
  5. Ноутбук по ситуации - нужен или не нужен, обычно его батареи хватает, но если нужно, можно и подзарядить.
  6. Гораздо спокойнее, когда в пути телефоны полностью заряжены.

Проблема

Как это всё заряжать в дороге?

В последних моделях автомобилей, конечно, много сделано в этом направлении - есть беспроводные зарядники, есть USB-порты не только у передних, но и у задних пассажиров. Всё чаще попадаются бортовые сети на 220 вольт с несколькими розетками.

Но не менять же удобную и комфортную машину только из-за дополнительных USB?

Стандартный набор среднестатистического автомобиля выглядит так:

  • прикуриватель у водителя
  • довольно часто - прикуриватель в багажнике
  • иногда USB-порт у водителя
  • очень редко - USB-порт на втором ряду у пассажиров

Проблемы в разъёмах

Есть некоторые особенности, которые затрудняют жизнь.

Например, бортовой USB оборудован стандартным гнездом.

В моей машине есть вот такой бортовой USB и два прикуривателя рядом с водительским местом
В моей машине есть вот такой бортовой USB и два прикуривателя рядом с водительским местом

Но:

А). У современных телефонов с обоих концов часто два разъема type-C, а в машине основное гнездо под обычный разъём USB.

Провод зарядки для гаджета, когда с двух сторон USB type-c
Провод зарядки для гаджета, когда с двух сторон USB type-c

Вывод: нужен отдельный провод в машину, у которого один разъём type-c, а другой стандартный, широкий USB.

Б). У владельцев техники Apple та же история - у современных телефонов на одном конце USB type-c, а на другом Lightning.

Кабель зарядки для iPhone, iPad и другой "яблочной" техники с USB Type-C и Lightning
Кабель зарядки для iPhone, iPad и другой "яблочной" техники с USB Type-C и Lightning

Вывод: нужен ещё один отдельный провод в машину со стандартным USB и Lightning разъёмами.

В). Бортовой USB в машине маломощный, часто AUX. А всё это значит, что USB выдаёт слабый ток зарядки.

Зарядка вроде идёт, но телефон садится быстрее, чем заряжается.

Г). Всякая экзотика, типа ноутбуков и подобных, с вилкой 220 вообще не у дел и зарядить их не получится.

Проблемы в проводах

Разъемы и зарядники есть только на первом ряду и доступны для водителя и переднего пассажира.

Проблему можно попробовать решить при помощи USB-удлинителей, если длины провода не хватает. Бывают разной длины (1, 2,3, 5 метров).

Стандартный удлинитель для провода USB.
Стандартный удлинитель для провода USB.

Но

А). При большой длине провода мощность зарядки может быть недостаточна для телефона. Вроде, зарядка идёт, но очень медленно и телефон садится быстрее, чем заряжается.

Б). Качественный удлинитель, который не ухудшает зарядку, стоит приличных денег и как правило, провод в таком случае жёсткий, да ещё и на концах, перед разъёмами, массивные фильтры из ферритовых колец:

"Бочоночки" перед разъемами - это фильтры из ферритовых колец
"Бочоночки" перед разъемами - это фильтры из ферритовых колец

Вывод: проводов становится всё больше...

Инвертор 12-220 вольт

Инвертор - это такое устройство, которое преобразует 12 вольт бортового напряжения автомобиля в привычные 220 вольт.

Инвертор. Фото не моё, взял на Озоне просто для демонстрации.
Инвертор. Фото не моё, взял на Озоне просто для демонстрации.

Просто подключаешь такое устройство в прикуриватель и порядок - теперь в машине розетка 230 вольт.

Есть нюансы:

  • если прикуриватель только на переднем ряду - куда спереди разместить сам инвертор?
  • если прикуриватель в багажнике - как что-то подключать в розетку инвертора?
  • в инвертере, как правило, одна розетка на 220, а если нужно много?

Первая версия - пилот

Первое решение проблемы множества зарядок было очень простым:

  • брали удлинитель типа "пилот" на 5 метров и 5 розеток и размещали под сиденьем переднего пассажира;
  • в нашем автомобиле прикуриватель есть в багажнике. Именно туда мы подключали инвертор 12-220 вольт;
  • провод от удлинителя пробрасывали через заднее сиденье в багажник (у нас хэтчбек);
  • подключали удлинитель-пилот в инвертер;
  • зарядники всех устройств включали в пилот.

Преимущества

В таком режиме стало пользоваться гораздо удобнее:

  1. Можно использовать стандартные зарядники от ноутбуков и телефонов
  2. Появляется стандартная розетка 220 В. и можно смело пользоваться всякими блоками питания от разной техники (например, как у швейцарского ирригатора из статьи про стандарты)
  3. Стационарное решение - не нужно каждый раз прокладывать временные кабели и удлинители. Пилот лежит под сиденьем, а перед поездкой просто каждый подключает свой зарядник. Так даже удобнее - можно сразу проконтролировать себя, не забыл ли взять зарядник с собой?

Недостатки

  1. Пилот лежит в ногах, под сиденьем переднего пассажира. На втором ряду этот пилот получается у пассажира практически под ногами. В дальней дороге исключить случайные "пинки" пилота под передним креслом практически нельзя. В непогоду весь пилот и сами зарядники будут испачканы обувью пассажиров.
  2. Проблема длины кабелей решается только частично. Пилот расположен под одним сиденьем и до некоторых посадочных мест кабель зарядника просто не дотянется.
  3. Пилот достаточно длинный (30-40 см, в зависимости от модели), а т.к. он размещается под сиденьем переднего пассажира - корпус пилота начинает закрывать нижний воздуховод, который как раз расположен под сиденьем.

Вторая версия - продвинутая бортовая сеть 220 вольт

В общем, решение с удлинителем было неплохим, но "на троечку".

Решено было сделать всё как надо.

А именно - проложить полноценную разводку силового кабеля и установить несколько розеток у водителя, переднего и задних пассажиров.

Схема проводки: красные круги - розетки, синий прямоугольник - распределительная коробка, фиолетовый прямоугольник - инвертор; фиолетовые соединители - силовые провода на 220 вольт.
Схема проводки: красные круги - розетки, синий прямоугольник - распределительная коробка, фиолетовый прямоугольник - инвертор; фиолетовые соединители - силовые провода на 220 вольт.

Материалы

Исходя из проекта нужны нехитрые расходные материалы.

Розетки, которые использовались в проекте
Розетки, которые использовались в проекте
Распределительная коробка компактная
Распределительная коробка компактная
Клеммы для соединения
Клеммы для соединения

Ссылки на конкретные товары из Леруа прилагаются. Это не реклама, просто купил всё там, когда проезжал мимо:

Розетка влагозащищённая двойная (3 шт.):

Инструмент

  • Клеевый пистолет
  • Кусачки
  • Нож
  • Отвёртка

Реализация в проводах

Важно: мне не хотелось делать какого-либо фиксированного крепления розеток и распределительной коробки к корпусу или обшивке машины.

Было принято решение всё сделать съёмным. Мало ли что.

Использовались вот такие розетки с влаго и пылезащитой IP54.
Использовались вот такие розетки с влаго и пылезащитой IP54.
Я взял модель с крышкой, чтобы песок, крошки и прочий мусор не попадали в розетку тогда, когда она не используется. Дополнительно, это не только защита от воды, но и более эстетичный вид.
Я взял модель с крышкой, чтобы песок, крошки и прочий мусор не попадали в розетку тогда, когда она не используется. Дополнительно, это не только защита от воды, но и более эстетичный вид.
Розетки предназначены для наружного монтажа. Выступающие элементы будут мешать. Их нужно аккуратно убрать бокорезами или ножом.
Розетки предназначены для наружного монтажа. Выступающие элементы будут мешать. Их нужно аккуратно убрать бокорезами или ножом.
Процесс подготовки поверхности
Процесс подготовки поверхности
Клеевый пистолет для того, чтобы приклеить липучку к розетке. Но после 3-х лет эксплуатации, могу посоветовать приклеивать липучки суперклеем сильной фиксации. Так надёжнее и крепче.
Клеевый пистолет для того, чтобы приклеить липучку к розетке. Но после 3-х лет эксплуатации, могу посоветовать приклеивать липучки суперклеем сильной фиксации. Так надёжнее и крепче.
Клей наносится на жесткую половинку липучки. Именно благодаря её крючкам розетки надёжно "приклеиваются" к ворсистому ковролину обивки автомобиля.
Клей наносится на жесткую половинку липучки. Именно благодаря её крючкам розетки надёжно "приклеиваются" к ворсистому ковролину обивки автомобиля.
Наклеиваем полосу нужной длины на розетку.
Наклеиваем полосу нужной длины на розетку.
Дома у меня нашлась ещё и узкая липучка и я использовал её для усиления
Дома у меня нашлась ещё и узкая липучка и я использовал её для усиления
Со второй розеткой проделываем то же самое
Со второй розеткой проделываем то же самое
Распределительную коробку тоже оснащаем липучкой
Распределительную коробку тоже оснащаем липучкой
Все три розетки (две в перёд и одна на второй ряд) готовы к установке
Все три розетки (две в перёд и одна на второй ряд) готовы к установке
Липучку при помощи клеевого пистолета приклеиваем и на инвертер
Липучку при помощи клеевого пистолета приклеиваем и на инвертер
Вот теперь можно просто прижать инвертер липучкой к ковролину и он будет держаться в нужном месте багажника. Я разместил его рядом с прикуривателем
Вот теперь можно просто прижать инвертер липучкой к ковролину и он будет держаться в нужном месте багажника. Я разместил его рядом с прикуривателем
Распределительная коробка разместилась под водительским сиденьем. Её просто достаточно прижать липучкой к ковролину и она крепко держится. Ноги пассажира уже не смогут как-либо достать до неё
Распределительная коробка разместилась под водительским сиденьем. Её просто достаточно прижать липучкой к ковролину и она крепко держится. Ноги пассажира уже не смогут как-либо достать до неё
Двойной блок розеток на втором ряду
Двойной блок розеток на втором ряду
Розетки специально развёрнуты, чтобы крышка открывалась вниз. Так гораздо удобнее подключать что-то в розетку, сидя на заднем ряду сидений.
Розетки специально развёрнуты, чтобы крышка открывалась вниз. Так гораздо удобнее подключать что-то в розетку, сидя на заднем ряду сидений.
Вот так разместились розетки между порогом и сиденьем водителя (у переднего пассажира точно так же). Сюда не попадёт влага и подключенные в розетки зарядники никак не помешают
Вот так разместились розетки между порогом и сиденьем водителя (у переднего пассажира точно так же). Сюда не попадёт влага и подключенные в розетки зарядники никак не помешают
Крышки дополнительно защищают розетку от посторонних предметов, песка и пальцев
Крышки дополнительно защищают розетку от посторонних предметов, песка и пальцев
Откинутая крышка для того, чтобы подключить зарядник
Откинутая крышка для того, чтобы подключить зарядник

Результат

  1. Стало очень удобно, особенно пассажиру на переднем сиденье. Розетки всегда под рукой, провода не мешаются и не путаются на около рычага коробки передач, где обычно прикуриватель и бортовой USB.
  2. На заднем ряду тоже не нужно переступать через провода, потому что розетка разместилась на вертикальной нижней плоскости заднего дивана.
  3. Теперь нет проблем с зарядкой любой техники. Можно подключать всё, что с розеткой.
  4. Никто не пачкает розетки ногами. У водителя и переднего пассажира они в труднодоступном для ног месте. У заднего ряда - на вертикальной стенке корпуса заднего дивана, повыше от ног.
  5. Не нужно убирать всё это после путешествия.
  6. Ничто не закрывает поток подогретого/охлаждённого воздуха ко второму ряду из воздуховода под водительским сиденьем .
  7. Если бортовая сеть не нужна, её легко обесточить - просто нужно выключить инвертор из прикуривателя в багажнике.
  8. Нет привязки к электрической части. Мой инвертор служит мне уже 8 лет, но даже если он сгорит, я просто возьму новый и подключу к нему всю бортовую сеть без каких-либо переделок.

Выводы

Все довольны результатом и наша новая бортовая сеть служит нам верой и правдой уже 5 лет.

В одном из южных городов России, у меня очень интересовался сотрудник мойки - что это за такая хитрая система установлена у меня в машине :) Так и родилась эта статья.

Авто
5,66 млн интересуются