Каждое лето мы путешествуем на машине и проезжаем около 5 000 километров за сезон.
Пользуемся в дороге навигацией, телефонами и другими гаджетами. На четырёх членов нашей семьи в дороге как минимум десяток устройств:
- мобильники - 4 шт.
- телефон с навигатором - 1 шт.
- планшеты у детей, чтобы смотреть мультфильмы и слушать книги в дороге - 2 шт.
- беспроводные наушники для пассажиров, чтобы не мешать водителю - 3 шт.
- ноутбук - 1 шт.
Особенности
В пути есть важная задача - всю технику нужно постоянно подзаряжать и поддерживать заряд батареи почти на все 100%.
Вот основные причины:
- В дороге не везде хорошее покрытие мобильной сети. Телефоны в режиме постоянного поиска и неуверенного приёма очень быстро разряжают аккумулятор.
- Планшеты тоже достаточно быстро разряжаются: большой и постоянно включенный экран потребляет прилично.
- Наушники иногда заряжать приходится, особенно, если не позаботился об этом заранее и не зарядил перед дорогой.
- Телефон с навигатором лучше вообще держать на зарядке постоянно.
- Ноутбук по ситуации - нужен или не нужен, обычно его батареи хватает, но если нужно, можно и подзарядить.
- Гораздо спокойнее, когда в пути телефоны полностью заряжены.
Проблема
Как это всё заряжать в дороге?
В последних моделях автомобилей, конечно, много сделано в этом направлении - есть беспроводные зарядники, есть USB-порты не только у передних, но и у задних пассажиров. Всё чаще попадаются бортовые сети на 220 вольт с несколькими розетками.
Но не менять же удобную и комфортную машину только из-за дополнительных USB?
Стандартный набор среднестатистического автомобиля выглядит так:
- прикуриватель у водителя
- довольно часто - прикуриватель в багажнике
- иногда USB-порт у водителя
- очень редко - USB-порт на втором ряду у пассажиров
Проблемы в разъёмах
Есть некоторые особенности, которые затрудняют жизнь.
Например, бортовой USB оборудован стандартным гнездом.
Но:
А). У современных телефонов с обоих концов часто два разъема type-C, а в машине основное гнездо под обычный разъём USB.
Вывод: нужен отдельный провод в машину, у которого один разъём type-c, а другой стандартный, широкий USB.
Б). У владельцев техники Apple та же история - у современных телефонов на одном конце USB type-c, а на другом Lightning.
Вывод: нужен ещё один отдельный провод в машину со стандартным USB и Lightning разъёмами.
В). Бортовой USB в машине маломощный, часто AUX. А всё это значит, что USB выдаёт слабый ток зарядки.
Зарядка вроде идёт, но телефон садится быстрее, чем заряжается.
Г). Всякая экзотика, типа ноутбуков и подобных, с вилкой 220 вообще не у дел и зарядить их не получится.
Проблемы в проводах
Разъемы и зарядники есть только на первом ряду и доступны для водителя и переднего пассажира.
Проблему можно попробовать решить при помощи USB-удлинителей, если длины провода не хватает. Бывают разной длины (1, 2,3, 5 метров).
Но
А). При большой длине провода мощность зарядки может быть недостаточна для телефона. Вроде, зарядка идёт, но очень медленно и телефон садится быстрее, чем заряжается.
Б). Качественный удлинитель, который не ухудшает зарядку, стоит приличных денег и как правило, провод в таком случае жёсткий, да ещё и на концах, перед разъёмами, массивные фильтры из ферритовых колец:
Вывод: проводов становится всё больше...
Инвертор 12-220 вольт
Инвертор - это такое устройство, которое преобразует 12 вольт бортового напряжения автомобиля в привычные 220 вольт.
Просто подключаешь такое устройство в прикуриватель и порядок - теперь в машине розетка 230 вольт.
Есть нюансы:
- если прикуриватель только на переднем ряду - куда спереди разместить сам инвертор?
- если прикуриватель в багажнике - как что-то подключать в розетку инвертора?
- в инвертере, как правило, одна розетка на 220, а если нужно много?
Первая версия - пилот
Первое решение проблемы множества зарядок было очень простым:
- брали удлинитель типа "пилот" на 5 метров и 5 розеток и размещали под сиденьем переднего пассажира;
- в нашем автомобиле прикуриватель есть в багажнике. Именно туда мы подключали инвертор 12-220 вольт;
- провод от удлинителя пробрасывали через заднее сиденье в багажник (у нас хэтчбек);
- подключали удлинитель-пилот в инвертер;
- зарядники всех устройств включали в пилот.
Преимущества
В таком режиме стало пользоваться гораздо удобнее:
- Можно использовать стандартные зарядники от ноутбуков и телефонов
- Появляется стандартная розетка 220 В. и можно смело пользоваться всякими блоками питания от разной техники (например, как у швейцарского ирригатора из статьи про стандарты)
- Стационарное решение - не нужно каждый раз прокладывать временные кабели и удлинители. Пилот лежит под сиденьем, а перед поездкой просто каждый подключает свой зарядник. Так даже удобнее - можно сразу проконтролировать себя, не забыл ли взять зарядник с собой?
Недостатки
- Пилот лежит в ногах, под сиденьем переднего пассажира. На втором ряду этот пилот получается у пассажира практически под ногами. В дальней дороге исключить случайные "пинки" пилота под передним креслом практически нельзя. В непогоду весь пилот и сами зарядники будут испачканы обувью пассажиров.
- Проблема длины кабелей решается только частично. Пилот расположен под одним сиденьем и до некоторых посадочных мест кабель зарядника просто не дотянется.
- Пилот достаточно длинный (30-40 см, в зависимости от модели), а т.к. он размещается под сиденьем переднего пассажира - корпус пилота начинает закрывать нижний воздуховод, который как раз расположен под сиденьем.
Вторая версия - продвинутая бортовая сеть 220 вольт
В общем, решение с удлинителем было неплохим, но "на троечку".
Решено было сделать всё как надо.
А именно - проложить полноценную разводку силового кабеля и установить несколько розеток у водителя, переднего и задних пассажиров.
Материалы
Исходя из проекта нужны нехитрые расходные материалы.
Ссылки на конкретные товары из Леруа прилагаются. Это не реклама, просто купил всё там, когда проезжал мимо:
Розетка влагозащищённая двойная (3 шт.):
- Кабель силовой 2х1,5 (3 м или 5 м). Я использовал круглый и многожильный. Он гибкий и его удобнее прокладывать (https://leroymerlin.ru/product/kabel-partner-elektro-kg-2x15-na-otrez-gost-82242612/)
- Клеммы типа "WAGO" на 4 соединения - 3 шт. (https://leroymerlin.ru/product/klemma-soedinitelnaya-wago-222-415-5-ti-provodnaya-008-4-mm-5-sht-90217187/ тут они упаковкой, я покупал по одной штуке)
- Распределительная коробка - 1 шт. (https://leroymerlin.ru/product/raspredelitelnaya-korobka-otkrytaya-ekoplast-90x42x40-mm-10-vvodov-ip56-cvet-seryy-12464419/)
- Лента-липучка самоклеющаяся - 2 шт. (https://leroymerlin.ru/product/lenta-lipuchka-samokleyashchayasya-19-mm-46-sm-18564242/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F)
- Я использовал шнур с готовой заводской вилкой и он идёт от инвертора к распределительной коробке. Если такого шнура нет, можно купить разборную розетку и обойтись гибким силовым кабелем.
Инструмент
- Клеевый пистолет
- Кусачки
- Нож
- Отвёртка
Реализация в проводах
Важно: мне не хотелось делать какого-либо фиксированного крепления розеток и распределительной коробки к корпусу или обшивке машины.
Было принято решение всё сделать съёмным. Мало ли что.
Результат
- Стало очень удобно, особенно пассажиру на переднем сиденье. Розетки всегда под рукой, провода не мешаются и не путаются на около рычага коробки передач, где обычно прикуриватель и бортовой USB.
- На заднем ряду тоже не нужно переступать через провода, потому что розетка разместилась на вертикальной нижней плоскости заднего дивана.
- Теперь нет проблем с зарядкой любой техники. Можно подключать всё, что с розеткой.
- Никто не пачкает розетки ногами. У водителя и переднего пассажира они в труднодоступном для ног месте. У заднего ряда - на вертикальной стенке корпуса заднего дивана, повыше от ног.
- Не нужно убирать всё это после путешествия.
- Ничто не закрывает поток подогретого/охлаждённого воздуха ко второму ряду из воздуховода под водительским сиденьем .
- Если бортовая сеть не нужна, её легко обесточить - просто нужно выключить инвертор из прикуривателя в багажнике.
- Нет привязки к электрической части. Мой инвертор служит мне уже 8 лет, но даже если он сгорит, я просто возьму новый и подключу к нему всю бортовую сеть без каких-либо переделок.
Выводы
Все довольны результатом и наша новая бортовая сеть служит нам верой и правдой уже 5 лет.
В одном из южных городов России, у меня очень интересовался сотрудник мойки - что это за такая хитрая система установлена у меня в машине :) Так и родилась эта статья.