Разница между спортивным маслом и маслом, которое заливают в обычные автомобили, такая же как разница между обычными двигателями и двигателями для гонок — принцип один, но задачи отличаются. Хотя некоторые гоночные двигатели могут быть очень похожи на двигатели обычных автомобилей, условия, в которых они работают, совершенно другие. Гоночные масла разрабатывают так, чтобы ДВС мог долго работать в предельных оборотах.
В чем отличие масел для гонок от обычных моторных масел?
Обычный автомобиль предназначен для повседневного использования, когда важны экономия топлива и комфорт. Гоночный автомобиль спроектирован так, чтобы получать максимальные результаты для достижения конкретных целей. Его использование ограничено временными рамками, обычно это несколько дней на трассе.
И во время гонок на длинные дистанции по кольцевой трассе, и во время коротких заездов дрэг-рейсинга двигатель работает в более напряженных условиях, это требует, чтобы масло выполняло задачи, которых нет на обычной дороге.
Перегрев двигателя как минимум заставит гонщика сойти с трассы, а качественное масло помогает сохранить необходимый температурный режим под капотом.
Моторное масло для «гражданских», как их называют гонщики, автомобилей отвечает за снижение трения, охлаждение деталей, чистоту двигателя, выполняет многие другие задачи. Оно должно на протяжении 10 000-15 000 км обладать такими свойствами, как защита от износа, длительный срок службы масла, максимальная экономия топлива, защита от коррозии и стойкость к окислению.
Замену моторного масла в гоночном автомобиле проводят гораздо чаще, обычно после одной или нескольких гонок: окисление моторного масла увеличивается с повышением температуры, а в гоночных автомобилях температура обычно значительно выше, чем в обычных автомобилях.
Состав спортивных моторных масел
Спортивные моторные масла, как и любые другие состоят из базового масла и пакета присадок. Базовое масло составляет от 70% до 90% продукта. Остальное — пакет присадок.
Базовое масло в гоночном моторном масле
Базовые масла подразделяются на разные группы в зависимости от их индекса вязкости, устойчивости к окислению, летучести и процесса очистки, а также многих других факторов.
В автоспорте используют в основном масла, в котором база — это эстеры или синтетические масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Последние производятся путем реакций синтеза из этилена.
Благодаря синтетическим базовым маслам гоночные масла обладают следующими свойствами:
- очень высокая окислительная стабильность
- малая летучесть, это означает, что при нагреве они испаряются медленнее
- высокий индекс вязкости
- высокая температурная толерантность: от −70 °C до +180 °C
- превосходные противоизносные и смазывающие свойства
Присадки в гоночном моторном масле
Хотя некоторые присадки в гоночном масле могут быть очень похожи на присадки в обычном моторном масле, есть одна, которая определенно будет отличаться.
Гоночные двигатели выдерживают более высокие нагрузки, нуждаются в дополнительной противоизносной защите, поэтому обычно содержат ZDDP (диалкилдитиофосфат цинка), обычно называемый просто цинком, в более высоких концентрациях. Эта мощная противоизносная и антифрикционная присадка используется для создания защитного барьера, который помогает свести к минимуму контакт металла с металлом при экстремальных давлениях и скоростях.
Диалкилдитиофосфат цинка — полярное вещество. Это позволяет ему «прилипать» к металлическим поверхностям и создавать вокруг них тонкую защитную пленку.
Гоночные масла также часто содержат большее количество модификаторов трения, таких как диалкилдитиокарбамат молибдена, добавляющих смазывающую способность для достижения максимальной мощности и крутящего момента.
Свойства спортивных моторных масел
Вязкость
Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что масла с низкой вязкостью не могут защитить гоночные двигатели. Но то, какими свойствами должны обладать масла для работы в спортивных двигателях, зависит от вида спорта: в дрифте и в Формуле-1 разные условия для работы ДВС. Из-за экстремальных условий автомобилям для дрэг-рейсинга требуются специализированные масла: они не используются в двигателях обычных легковых автомобилей и разрабатываются с целью решения задач получения максимальной отдачи от двигателя и его сохранения во время гонки. Приведем примеры использования масел с разной вязкостью.
Top Fuel
В дисциплине дрэг-рейсинг — её ещё называют Top Fuel — где за несколько секунд машины набирают скорость в 500 км/ч используют очень маловязкие масла — 0W-10* и даже 0W-6*.
*Данные классы не является частью официального стандарта SAE J300.
NASCAR
В гонке, где автомобили долгое время движутся по кругу на очень большой скорости, также используют маловязкие масла 0W-20 и 0W-16.
24 часа Ле-Мана
Сутки автомобили движутся на пределе своих возможностей. Эту гонку еще называют «Гран-при выносливости и экономичности». И быть такими автомобилям помогает также именно маловязкое масло — 0W-16.
Дрифтинг
Двигатели автомобили для дрифт-серий устроены совсем иначе, чем для длительных кольцевых гонок. ДВС созданы для очень «горячих» условий — когда моторы перегреваются и плохо обдуваются, для них используют более вязкие масла: 10W-60, 5W-50.
Термостойкость
При воздействии высоких температур моторное масло может испортиться: снижается его вязкость, повышается окисление масла, образуется шлам, увеличивается износ двигателя.
Поэтому хорошая термостойкость является одним из важнейших свойств любого качественного гоночного масла. Эта способность противостоять окислению при высоких температурах и определяет, как болид ведет себя в экстремальных условиях работы.
Можно ли использовать спортивное масло для обычных автомобилей?
В автомобильном спорте могут использоваться как гоночные масла, так и масла, доступные всем водителям.
В ассортименте нашего официального интернет-магазина есть масла из линейки LUKOIL GENESIS RACING, разработанные специально для гоночного спорта. Их использует уже несколько сезонов и гоночная команда LUKOIL RACING в дрэг-рейсинге, кольцевых гонках и дрифте:
• LUKOIL GENESIS RACING 5W-50
• LUKOIL GENESIS SPECIAL RACING 10W-60
• LUKOIL GENESIS ARMORTECH GC 5W-30
Но подходят ли гоночные масла для обычных автомобилей?
- Во-первых, присадки для спортивных масел подбирают совсем по другим принципам.
- Во-вторых, зачастую спортивные масла не предназначены для работы с современными системами очистки выхлопа.
- И самое главное — при выборе масла нужно всегда руководствоваться, прежде всего, рекомендациями автопроизводителя.