Так случилось, что первые три автомобиля в нашей семье были именно Москвичи - 427ИЭ 1972 года выпуска и два 2141, первый 1990 года выпуска, второй 1995-го. На первом меня учил ездить отец, вторые два я эксплуатировал сам. Со всеми тремя участвовал в ремонтах разной степени тяжести. Именно поэтому я всегда очень тепло относился к Москвичам в частности, и к марке Москвич в общем, какие бы ярлыки на них не навешивали.
И вот хочу поделиться даже не опытом, для этого есть профессионалы инженеры и механики, а я поделюсь больше воспоминаниями и впечатлениями. Правильнее будет даже сказать, что это сравнение двух 41-х. А 427-й так, для истории.
А то до сих пор иногда слышу - Москвич всегда был машиной хреновой, а вот Жигули! Хотя международные ралли как раз Москвич выигрывал. Пусть и давно.
Эпоха первая - 427-й.
Летом 1980 года мои родители покупают первую машину - Москвич 427ИЭ по паспорту "небесно-голубого" цвета. С деньгами помогают родители мамы. Да и с покупкой тоже. Так как машину нам продаёт тесть маминого старшего брата. А тесть этот работал не абы где, а в Министерстве рыбного хозяйства СССР, и Москвич этот он привёз в своё время из Финляндии. И он заметно отличался от тех Москвичей, что ездили тут. Но об этом позже.
То есть куплен был Москвич возрастом 8 лет! Сейчас бы я точно бы сказал - так себе затея. Но на дворе 1980 год. Тут когда предложили в хорошем состоянии "универсал", плюс у своих. Хотя другой дед, отец отца, был мягко говоря "не за". Тот проработал шофёром всю жизнь, прошёл шофёром две войны - Советско-Финскую и Великую Отечественную. И его словами были - зачем тебе такой сарай? Ага, у самого-то была новая ВАЗ-2103 цвета белая ночь, с белыми ремнями безопасности и льняными чехлами на сиденьях!
Итак, как выглядел наш Москвич тогда. Небесно-голубой универсал, по порогам хромированные молдинги, хромированные колпаки, под колпаками ещё алюминиевые накладки с просечкой, закрывающие ту часть обода, что между колпаком и резиной.
Торпедо полностью из мягкого пластика, а не как у его советских одногодок - наполовину железная, крашенная в цвет кузова.
Инерционные ремни спереди! Они убирались в катушки как у современных авто! Когда на Волгах и Жигулях тех лет были невменяемой длины ленты, которые надо было регулировать вручную. И ярко-синие в мелкую чёрную клеточку чехлы на сиденьях (сам дермантин сидений и дверных карт был коричневый). В комплектацию входил и радиоприёмник. Багажник открывался одной дверью вверх, а не раздельно. Крышка горловины бензобака запиралась отдельным ключиком. Впридачу - иностранный знак аварийной остановки в пластиковом кейсе.
Правда, про Москвича была какая-то тёмная история, что предыдущий владелец лёг на нём на бок или даже перевернулся на Садовом кольце в Москве... Ну была и была...
Итак, машину купили в 1980-м, а продали только в 1992. В возрасте 20-ти лет. И за это время, конечно, были поломки и аварии.
Самое первое, что случилось - мама не вписалась в створ ворот на КПП и помяла правое переднее крыло. Машину отдали ремонтировать в сервис, который был при гараже местной сельской школы. Сервис, это сказано очень громко ))) Сервисмены крыло выправили, но внутри его то ли специально, то ли по глупости, оставили деревянный брусок. Который начал гнить, и крыло сгнило до дыры тоже. Конечно его пришлось менять. Видать о той аварии до самой продажи напоминали разные подфарники. С одной стороны у нас стоял привычный, где стёкла поворотника и габарита стоят друг к другу вплотную. А с другой стороны между ними была хромированная металлическая вставка (на первом фото это видо).
Чуть позднее, отец разжился где-то левым бензином, который оказался с не тем октановым числом. Как результат - прогорел поршень. Было лето. Отец вместе с соседскими мужиками прямо возле дома вытащили из машины двигатель. Отец открутил шатун и поршень поменял. Но поскольку динамометрического ключа у него не было, шатун он не дотянул, и через пару месяцев двигатель показал нам "кулак дружбы". Как раз за пару лет до этого на МКАД, где её пересекает улица Горбунова, открыли большой Кунцевский техцентр, там и купили новый двигатель. Который отец ставил так же самостоятельно. Это был примерно 1982 год.
На этом крупные поломки закончились для нас навсегда. Были замены вкладышей на рулевой трапеции, замена сальников и манжет в тормозной системе, и прочих расходников.
Машина в основном использовалась для местных поездок. Деда с помидорами на Кунцевский колхозный рынок, картошку осенью отвезти, по делам, за продуктами. Одно время отец на ней на работу ездил. Дальних пробегов было у неё два. И все за один сезон 1983 года. Из Жуковки (Подмосковье) в Кирилловку (Запорожская область). И из Жуковки в Великий Новгород. Чтобы в пути что-то серьёзное было, я не помню. Правда перед поездкой на Юг отец снял термостат на всякий случай. И один раз на ней съездили в Сергиев Посад, тогда Загорск. Но это и не "дальняк" вовсе.
Зимой машиной не пользовались. Хоть и стояла она под временными навесами, или в гараже в деревне, болье похожем на сарай, но всё же под крышей.
Из заметных неприятностей - к концу эксплуатации стало выбивать заднюю передачу.
Году в 1989 отец мне говорит - поехали попробуем, сколько он пойдёт?! Мы выехали на Новорижское шоссе от госпиталя Вишневкоко и попёрли в сторону "от Москвы". Страшным рёвом и вибрацией наполнился весь салон. Страшно было не только мне, но и отцу ))) По спидометру дошли до отметки 125 км/ч. И больше так не рисковали )))
В октябре 1990 года у нас в семье появляется новый 2141, а 427-й становится в неотапливаемый гараж в деревне у деда на целых полтора года. Отец продавать его не хотел, он за эти 12 лет владения им как-то к нему прикипел. Но уговорила его мама, продали его опять же знакомому, который жил в Московском районе Строгино. Он приехал, мы налили прям в карбюратор стакан бензина, и мотор ожил. И отец нашего покупателя доверил катать мне. Продали его за тогдашние 5000 рублей. Машине было уже 20 лет.
Я тут сумму не могу осмыслить, в виду того, что я был подростком, инфляция тогда только начинала разгоняться, а везде действовали ещё советские мерки. Помню, что я настаивал на 10 тысячах, но родителями услышан не был )))
По достоверным сведениям, новый владелец с помощью нашего Москвича построил себе дачу и после этого продал. Дальше следы машины теряются.
Но в первую же ночь парковки на улице в Строгино с машины украдут все хромированные колпаки...
В общем и целом - хорошая была машина. Своё отслужила, даже больше.
Эпоха вторая - 1-й 41-й.
В октябре 1990 года у нас в семье появляется новый Москвич - 21412-01 ярко-красного цвета "Гренадёр". История его появления тоже похожа на детектив.
В тот год действовала ещё советская система распределения. То есть на предприятии была очередь из сотрудников. На предприятие распределялось несколько машин, руководство предприятия распределяло машины по сотрудникам. Мы стояли вообще-то на Иж-2126 Орбита (тогда ещё не Ода), но в серию она тогда никак не могла пойти. И вот маме предлагают такой расклад - новый Москвич расписывают на неё, она отказывается, так как он очень дорогой, и машину получает "нужный человек". Руководство предприятия было уверено, что 12 тысяч 400 рублей бухгалтеру, пусть и первому заму главного, не наскрести. Но руководство знать же не могло, что у отца зарплата была намного выше чем у мамы, так как он работал совсем в другом месте.
Машину "расписали", а мама не стала отказываться. Был небольшой скандал, но поскольку подписи под документами уже стояли, отыграть обратно уже было невозможно.
Машину забрали в начале октября, отец с магазина при заводе гнать её отказался и за руль посадил своего отца - профессионального шофёра.
Сейчас вспоминаю - какая же это была крутая тачка! Ярко-красный, салон двухцветный бежевый с чёрным, бежевые ковры на полу. Тишина в салоне. 5 передач! И запах новой машины! И радио - БЫЛИНА ))))
Движок, конечно, тот же УЗАМ, и почему-то 68 лошадиных сил, вместо 75 у точно такого же мотора в 427 (412).
За время эксплуатации в нём не гремело и не сломалось ничего! Наездили на нём за 5 с небольшим лет 68 с половиной тысяч километров. Косяк в нём был, когда на нём стал ездить не отец, а я, завоздушивало задние тормоза. Но как потом мне объяснили (ключевое слово "потом"), что нужно было задние колодки поменять. И всё.
Нормальных фото к сожалению не сохранилось. Только такие.
А ещё я другу помогал, у него на ВАЗ-2103 от длительного простоя сцепление закисло, и я ничего лучше не придумал, чем перекинуть трос через заднюю ось и дёргать Жигули по гаражам. В итоге нарушил геометрию, стало жевать заднее правое колесо.
Но это повесть о подростковом долбо***зме. Отца не стало, а права на машину появились. Что будет делать 18-19 летний балбес с машиной? Которому некому и подсказать, как правильно... Вот именно, я это и делал.
Но в общем и целом, технически машинку подлечили и продали новому владельцу без нареканий, который на ней откатал ещё лет пять. Дальше следы её теряются...
Эпоха третья - 2-й 41-й или 1 и 7.
В начале лета 1995 года я аккуратно маме задал вопрос - а не поменять ли нам Москвича на нового. Красный выглядел уже немного "уставшим", стали появляться рыжики на краске. А я как раз продал свой мотоцикл, у меня были свои, не помню точно сколько, 250 или 350 долларов, я готов был "вложиться". Очередей уже на машины не было. Тем более на Москвич. Мама предложила взять Жигули "Шестёрку". Я встал в позу - только Москвич, и только 1,7! На другое я не согласен. Ездить-то всё рано мне. Тем более Жига - авто из 60-х, а Москвич - это всё-таки 80-е. Л - логика!
Поскольку мама работала в серьёзной организации, поэтому позвонили напрямую Бородину, директору АЗЛК. И на следующий день поехали на завод. Без меня. Я учился...
На заводе встретил техник и проводил на целое поле Москвичей, но предупредил - это всё брак, выбирать можно из вот этих пяти машин, что стоят отдельно. Из них и выбрали - 214122 с двигателем 1,7, как я просил, но не серого мышиного цвета, как я хотел, а тёмно-синего - "Гольфстрим". С чёрно-серым унылым салоном, зато с часами. Техник открыл его металлической линейкой! А уже потом нам выдали ключи и документы.
По началу, счастья не было предела - машина наваливала так, что никакие там Жигули ему в подмётки не годились, а помноженная эта мощь на мой двадцатилетний возраст дала гремучую смесь. Правда ненадолго...
Для того, чтобы я не думал, что в машине сломается первым, на заводе не закрепили торпеду, и на всех кочках она весело подпрыгивала и дребезжала.
Я её разобрал. Сам. Полностью. Оказалось, половина пластмассовых ушек, которыми она крепится по периметру, сломаны. И это на новой машине. Я всё протянул, снизу сделал стяжки и через печку закрепил торпеду ещё и к полу. Стало лучше, но проблема не ушла.
Тем не менее, ветреная молодость, когда в башке ветер, энергии много, трудности не пугают. Машина была затонированна в плёнку "super dark black", позднее перетонирована в "dark blue", поставлена на литьё, установлена музыка Pioneer, разобран потолок, сняты дверные карты и всё проложено шумкой в два слоя. Сделал подсветку - машина светилась огоньками, как ёлка. А чтобы гаишники на постах не докапывались, выключалось всё одной дополнительной кнопкой на торпеде. Все работы делал сам.
Но на 30 тысяче стали греметь шаровые - заменил. Ближе к 40-й тысяче умер подшипник в правом переднем колесе - заменил. Зимой оборвало правый ШРУС, кое как вкрутил три болта из шести на месте и доехал до автомагазина...
А потом заклинило КПП полностью. Я тут уж был бессилен, отдал в ремонт. Оказалось, погнали стружку сателлиты. Ремонтировать не стали, купили новую коробку сборе. Но масла в неё налили слишком мало. Но об этом я узнал через пару месяцев.
При поездке в Шаховскую (это 130 км от Москвы по Новорижскому шоссе), я зацепился с БМВ "Семёркой" в кузове е23. По спидометру было чуть меньше 160-ти. Никто не хотел уступать. Но у Бэхи видать двигатель тоже был не ахти... Но коробка загудела у меня. Вскрытие показало - из-за масляного голодания пришёл конец главной паре...
Съездил в Южный порт на рынок, купил более скоростную и самостоятельно поставил. И масла налил сколько надо, по мануалу.
А потом пришёл черёд двигателя. Вот где-где, а тут за уровнем масла я следил. Но, видать, почему-то масло мотор стал подъедать.
На разгоне загорелась лампа давления... Вскрытие показало - шейкам коленвала досталось, полукольца просто вырвало, и они просто лежали в поддоне. И часть клапанов трещинами пошла по периметру... Мотор откапиталили...
И в в начале 1998-го, зимой я выставил машину на продажу. Пробег за те три неполных года был тоже в районе 68-69 тысяч. Стоял с ней на рынке, давал объявления в "Из рук в руки". И обклеивал объявлениями соседний Красногорск. В начале августа сработал последний вариант.
Купил его дядька в возрасте примерно в том, в каком сейчас я. Под полтос. За 2.5 тысячи долларов, а через три дня случился кризис... Деньги обесценились и Москвич стал стоить... Ничего он не стал стоить. А ещё через месяц, примерно, машину он разбил...
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
А в августе 2000 года у меня появилась Ока. Но она требует отдельной статьи.