Найти тему
всё о лизинге

Просрочка поставки по договору лизинга

"изображение: Freepik.com". Эта обложка была создана с помощью ресурсов с freepik.com
"изображение: Freepik.com". Эта обложка была создана с помощью ресурсов с freepik.com

Вы когда-нибудь сталкивались с просрочкой поставки техники по договору лизинга? Ситуации такие ранее были крайне редки, но на рубеже 2022 – 2023 годов на границах по разным причинам образовались очереди и задержки, из-за чего, некоторые поставщики иностранной техники, которые всегда давали сроки поставки с запасом на форс-мажор, всё же, начали попадать в неприятные ситуации с простоем арендованного транспорта, увеличившимися расходами по сделке и с просрочкой поставок.

Конечно, Вы, как клиент, мало интересуетесь причинами срыва сроков поставки, у Вас графики производства, в которые не заложены сдвиги и, праведно гневаясь, хотите переложить расходы, связанные с несвоевременной поставкой на поставщика. Который, будем честны, и так понёс дополнительные расходы на логистику и, возможно, уже вышел в ноль по сделке, если не в убыток (всё зависит от сроков задержки). Но опять же, это не Ваша головная боль, ведь Вы в свою очередь, взамен оплачиваете простой, штрафные санкции по договорам подряда, либо арендуете технику у третьих лиц, и так же несёте незапланированные расходы, которые снижают прибыль уже по Вашим контрактам.

И вот, поняв, что поставщик Вас подвёл, хотите предъявить ему претензии и компенсировать, если не все свои потери, то хотя бы часть. Открываете договор лизинга, поднимаете договор поставки и видите, что штрафные санкции предусмотрены и за каждый день просрочки покупателю причитается оплата штрафа. С лёгким чувством удовлетворения, идёте составлять претензию либо собираетесь позвонить поставщику и обговорить оплату в добровольном порядке, но, вчитавшись в договор глубже, понимаете, что покупатель то по сделке не Вы, а лизинговая компания.

Как так не Вы, почему думаете так, ведь техника то на Вашем балансе будет отражаться. Но это действительно так, в частности потому, что полную оплату за неё делает именно лизинговая компания. Их договоры хоть двусторонние, хоть трёхсторонние, отражают плюс минус одинаковую картину за редким конечно исключением.

Читаете договоры дальше – лизинговая компания по сути, лишь финансирует Ваше приобретение и предъявить те же требования к ней у Вас по договору вряд ли получится. В большинстве случаев, в договорах указано, что за выбор поставщика несёт ответственность именно лизингополучатель. Да, они конечно проводят проверки поставщика, перед сделкой, но такими оговорками в договорах размазывают ответственность за его деятельность между собой и Вами, а зачастую просто перекладывают на Вас.

Что же можно делать в данной ситуации?

Можно пообщаться по-хорошему с поставщиком. Разъяснив ему свою ситуацию, если поставщик адекватный и заинтересован в долгосрочном сотрудничестве, а не в разовой сделке, то он посчитает свои расходы по сделке и постарается максимально пойти Вам на встречу, предоставив: скидку на технику, оплатив штрафные санкции, предоставив, к примеру, дополнительное навесное или диагностическое оборудование из собственных запасов, предоставив дополнительное бесплатное ТО и т.д., вариантов может быть множество.

Если поставщик не идёт на контакт, вы конечно же, обратитесь в лизинговую компанию, с просьбой помочь в данном вопросе. И вот здесь, столкнётесь с весьма неприятной ситуацией. Варианта развития событий 3:

первый – лизинговая компания пойдёт Вам на встречу и самостоятельно предъявит претензии поставщику по сделке (сразу скажу, что это вариант самый маловероятный),

второй – лизинговая компания имитирует бурную деятельность, но по факту просто протянет время до осуществления реальной поставки, а после подписания актов приёма- передачи техники, спустит ситуацию на тормозах,

третий – Вам честно признаются, что в политике лизинговой компании нет практики «душить» поставщиков и делать они это не хотят.

Почему так? А потому, что поставщики работают с лизинговыми компаниями по многу лет, они «рекламируют» услуги лизинговых компаний клиентам, которые не определились сами с выбором, говоря, что вот здесь, было много одобрений – нормальные ребята, тем самым увеличивая поток клиентов лизинговой, кроме того, служба безопасности лизинговой тоже не идеальная структура, поставщика с большим количеством просрочек поставки или «судов» они могут забраковать по последующим сделкам и поток клиентов от данного поставщика перейдёт в другую лизинговую компанию. В связи с этим, менеджеры лизинговых с большой неохотой будут идти на прямую конфронтацию с поставщиками, стараясь улаживать все спорные ситуации полюбовно и выступая арбитрами между поставщиками и лизингополучателями. Конечно до тех пор, пока ситуация не выйдет из-под контроля и поставщик не начнёт осуществлять неправильные действия в виде отказов от поставки и т.д.

В общем и целом, не в интересах лизинговой компании «топить» поставщиков, которые по многу лет обеспечивали лизинговой стабильный поток клиентов и исправно исполняли свои обязательства по поставке.

Здесь можно, конечно, подключить свою юридическую службу и додавить ситуацию. Они-то, с большой долей вероятности, найдут в договорах, к чему прицепиться и активируют ситуацию с предъявлением претензий поставщику, только опять же, штрафные санкции будут уплачены лизинговой компании, а не Вам. Возможно они найдут какие-то лазейки, чтобы получить эти штрафы себе.

Но, что будет потом? Допустим, вы с поставщиком пытались решить ситуацию полюбовно, а затем, когда не получилось, привлекли юридическую службу, с данным поставщиком, Вы больше не хотите иметь дел, если он не единственный, то для Вас ничего страшного не произойдёт. Просто, в следующий раз, найдёте другого поставщика, который, в свою очередь, узнав, что Вы судитесь с поставщиками, укажет в договоре более длительные сроки поставки, постарается уменьшить штрафные санкции и немножко увеличит стоимость (так, на форс-мажорные расходы), хотя, может он будет так хотеть Вам продать, что не проверит Вас и предоставит стандартный ценник и стандартные сроки поставки.

Лизинговая компания, в то же время, понимая, что обслуживание Ваших сделок связано с дополнительными расходами, будет менее охотно соглашаться на снижение удорожания по графикам, кроме того, служба безопасности других лизинговых компаний, скорее всего так же, будет в курсе данной ситуации и сделает соответствующие выводы в своих заключениях, которые могут повлиять на решение по сделкам.

В общем, к чему я это всё. Зачастую, лизинг выбирают за то, что сделка эта сравнительно быстрая, покупатели гонятся за «хорошим курсом», если техника иностранная, за конкретной единицей техники (если она отказная, а новая будет идти слишком долго) и т.д. Причин для спешки бывает много. Всё это приводит к тому, что договоры подписываются по стандартным формам, а потом, когда возникают проблемы, приходится прилагать очень много усилий для их решения. Спешка – потенциальный генератор проблем. Ведь можно потратить лишние несколько дней и постараться внести в договоры более удобные для себя формулировки. Договоры лизинговых компаний хоть и достаточно жёстко регламентированы, но некоторые изменения в них согласовать всё же можно (хотя бы попытаться). Можно потратить дополнительное время на проверку поставщика собственными силами, и честно говоря, даже нужно. Можно заключить отдельный договор гарантии с поставщиком или попросить его предоставить банковскую гарантию именно в отношении Вас, а не лизинговой компании (она конечно удорожит сделку, и многие поставщики откажутся её предоставлять, но это один из вариантов). Если у Вас сильная юридическая служба и есть на согласования время, можно сделать очень много для того, чтобы обезопасить себя. Если нет ни времени, ни сильных юристов, то надо определиться принимать эти риски или нет, но их обязательно нужно иметь ввиду.