10,2K подписчиков

Исправность термостата проверяю за 5 секунд, не снимая с двигателя: все секреты способов, о которых могут не знать даже опытные автолюбители

18K прочитали

Все современные ДВС оборудованы термостатом, который является его неотъемлемой частью.

термостат https://clck.ru/3453uo
термостат https://clck.ru/3453uo

Именно этот небольшой узел чутко реагирует на температуру охлаждающей жидкости, что позволяет распределять ее потоки с оптимальным балансом для системы.

Но случаются такие моменты, когда двигатель начинает перегреваться, либо, наоборот, слишком долго набирает свою рабочую температуру или совсем до нее не дотягивает.

При возникновении таких моментов, первым делом надо проверить термостат, чтобы исключить его неисправность (чаще обычного, именно термостат является виновником плохой работы двигателя). Ну как же судить о работе детали, не разбирая узел и не снимая его с двигателя?

Способов проверки много, о секретах которых поговорим далее.

1 способ. Наблюдается перегрев двигателя. Об этом говорит указатель на щитке приборов, когда стрелка достигла рабочей температуры, но не останавливается, а ползет неумолимо выше. Что сделать в данном случае?

Первым делом следует заглушить двигатель, затем нащупать нижний патрубок радиатора и оценить ситуацию. Если патрубок такой же горячий, как и сам двигатель, то термостат открывается правильно, охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, и здесь причина перегрева мотора точно не в термостате.

Если же двигатель горячий, а патрубок холодный. Следовательно термостат не открывается, скорее всего, он заклинил в закрытом положении, а тосол (охлаждающая жидкость) циркулирует только по рубашке охлаждения двигателя. В этом случае причиной перегрева двигателя 100% является термостат.

2 способ. Двигатель долго прогревается (вообще не прогревается до рабочей температуры). Как понять, что причиной тому термостат?

Надо прогреть двигатель до состояния, чтобы рука почувствовала исходящее тепло (40°-50°), при этом чтобы температура прогрева ДВС была ниже температуры, при которой наступает открытие термостата (83°).

Затем необходимо потрогать нижний патрубок, идущий к термостату. Он должен быть холодный, т. е. термостат при такой температуре двигателя должен находиться в закрытом состоянии.

Если патрубок теплый, как и двигатель, значит, скорее всего, клапан в термостате заклинил в открытом положении, из-за чего охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому контуру, т. е. через радиатор. Именно по этому, двигатель очень долго прогревается, либо, вообще не набирает необходимую температуру.

3 способ. Тоже связан с перегревом двигателя, но по причине того, что клапан в термостате начал открываться при более высокой температуре (выше 83°), либо открывается не полностью.

В этом случае надо проверить как правильно работает термостат. Для этого, надо завести двигатель, прогревая приблизительно до температуры 75°-80°, но не доводя до температуры открытия термостата. После чего надо дотянуться до нижнего патрубка радиатора, который идет от термостата и начать контролировать его температуру.

Исправно работающий термостат начинает открываться при температуре 83°-85°. То есть, достигается температура начала открытия термостата, в результате которой появляется небольшая щель, через которую охлаждающая жидкость начинает подмешиваться и понемногу заходить в радиатор. Этот момент можно почувствовать, держась за нижний патрубок (его температура начинает повышаться).

Также исправную работу термостата можно определить по датчику температуры на щитке приборов. При открытии термостата рост температуры замедляется и стрелка останавливается, либо немного отклоняется в сторону уменьшения температуры. Это явный признак того, что термостат работает и открывается при достижении нужной температуры.

После того как двигатель полностью прогреется до рабочей температуры, нижний патрубок станет (по ощущениям), таким же горячим, как и ДВС. Если же температура нижнего патрубка значительно ниже (холоднее двигателя), то, скорее всего, клапан в термостате не полностью открывается, из-за чего двигатель тоже станет перегреваться. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж». Предыдущий пост: Если вернуть мотору два нужных элемента, двигатель вновь станет надежным народным любимцем, а не одноразовым и неремонтопригодным агрегатом