Тема про двигатели современных автомобилей – одна из самых обсуждаемых, причем, как среди молодежной аудитории, так и среди автолюбителей старшего поколения, особенно тех, кто по долгу своей работы разбирается, и, тем более, сам занимается ремонтом ДВС.
Молодые автовладельцы не могут нарадоваться передовым технологиям с внедрением облегченных моторов, которые гарантируют значительную эффективность и экономию топлива.
Владельцы постарше помнят то время, когда двигатели были надежным, а машины – любимым средством передвижения на много десятилетий вперед. Потому что автомобильные компании стремились привлечь и удержать своих клиентов на рынке, внедряя в производство ремонтопригодные двигатели-миллионники.
Сейчас данную фразу забыли, она вышла из обихода вместе с появлением достижений в сфере передовых технологий, которая коснулась и автомобилестроения. Теперь изречение "двигатель-миллионник", можно смело заключить в кавычки, потому что пальма первенства перешла к термину – планируемое устаревание мотора.
Это тревожное сочетание слов можно объяснить, как заведомо измененные и внедренные в продукт свойства, из-за которых тот самый продукт стал иметь в разы укороченный эксплуатационный срок.
Целью данных изменений можно считать вынужденное подстегивание потребителя в скором времени совершить повторное приобретение продукта невысокого качества. И так по кругу. И касается это абсолютно всех товаров народного потребления, но вернемся к конкретной продукции – двигателям.
Современные моторы претерпели два значительных изменения, которые, в конечном итоге, повлекли ощутимое уменьшение их срока службы. Решающим из них стала замена материалов при производстве блоков. Ремонтопригодные и весьма надежные блоки из чугуна были сняты с конвейера и заменены алюминием, более легкими и поистине одноразовым для блока материалом.
Не спорю, блоки из чугуна тоже имели свои недостатки – большой вес и низкую теплопроводность. Но при этом выигрывали сроком эксплуатации и ремонтопригодностью. Если с годами на гильзах в чугунном блоке появлялась выработка, то их без проблем можно было расточить при минимальных расходах на выполнение работ. Зато произведенные работы (в цилиндры помещали поршни ремонтного размера), помогали вернуть мотору почти весь его изначальный ресурс.
С алюминиевыми блоками такие фокусы не прокатывают. Во-первых, не многие сервисы берутся за такие услуги, т. к. алюминий мягкий и гильзовка не всегда оправдана, во-вторых, если такой блок и растачивают, и внутрь цилиндров устанавливают чугунную гильзу, то данный ремонт редко дает положительный результат. Почему?
Установка чугунной гильзы в алюминиевый блок не может вернуть и 50% от первоначального ресурса двигателя, т. к. разные материалы не приживаются и установленные гильзы изнашиваются и съезжают, в связи с разрушением кристаллической решетки. На некоторые современные двигатели ремонтные поршни вовсе установить нельзя, поэтому, чтобы мотор вернуть к жизни, надо раскошелиться на новый блок. Сколько он будет стоить в нынешней ситуации с запчастями?
Вторым элементом, который приводит к одноразовости мотора, можно считать огромное количество внедренных в устройство полимеризованных деталей. Это и термостаты, и поддоны картера, и клапанные крышки из пластика, которые часто "уводит", из-за чего образуются масляные подтеки, которые не может остановить даже замена прокладки.
Но это лишь небольшая толика, которая приводит к одноразовости и неремонторигодности двигателя, а сколько еще, на первый взгляд, незначительных моментов, которые также приводят к снижению ресурса современного мотора.
Во-первых, измененный регламент техобслуживания. Если раньше первое ТО требовалось проводить уже после 10тыс. км. пробега, то в наши дни рекомендуемый пробег увеличился на 5тыс. С чем связан данный факт? Производители утверждают, что мотор с легкостью преодолеет данный рубеж в связи с улучшением свойств смазывающих масел и особенностей материалов, из которых изготовлен двигатель.
Но, как показывает практика, самое брендовое моторное масло с приличными присадками, в городской инфраструктуре зачастую не отхаживает заявленных 15тыс. км., превращаясь в нечто похожее на мазут. Поэтому обслуживание нового мотора через такой километраж, уже на первоначальном этапе значительно сокращает его ресурс.
Во-вторых, на уменьшение срока службы современных моторов повлияли приспособленичество к экологическим стандартам, когда из-за вынужденного повышения эффективности ДВС пришлось отказаться от бесвтыковых поршней, что повлекло уменьшения объема двигателя.
В третьих, повсеместная экономия на элементах машины дает возможность продавать автомобиль по привлекательной цене. Так в свое время корейские производители допустили промашку с катализаторами, которая многим автолюбителям аукаестя по сей день.
Поэтому, планируемое устаревание двигателей плюс посредственное топливо, экологические стандарты и новые технологии не дают положительной динамики к улучшению моторов. Скорее, наоборот, готовят автолюбителей к постоянно растущим расходам для замены блока или автомобиля. А почему бы не вернуть на рынок несколько нужных элементов для мотора, чтобы двигатель вновь стал надежным народным любимцем, а не одноразовым и неремонтопригодным агрегатом. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».