Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Почему Москвич показывает очень низкие объемы продаж?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как Вы могли заметить, наверное, в моём блоге ранее появлялись заметке о Москвиче, который восстал из пепла на месте бывшего завода Рено, но потом наступила информационная тишина. Это не означает, что я потерял интерес к этому вопросу, я лишь внимательно наблюдал за тем, как развивается проект и в данной заметке готов поделиться своими общими впечатлениями.

О производственных планах

Для начала хотелось бы напомнить читателю о том, какие производственные планы завод «Москвич» ставил в уже ушедшем 2022 году.

В 2022 году планировалось собрать около 600 автомобилей с ДВС и 200 электромобилей. На 2023 год была поставлена задача произвести 50 тысяч новых автомобилей не только под личный автотранспорт, но и в компании каршеринга. Причём из этих 50 тысяч доля электромобилей составляет от 20 до 40%.

Серийная сборка автомобилей (модель Москвич 3) началась 23 ноября 2022 года, а старт продаж был намечен на декабрь 2022 года.

Что удалось сделать?

9 декабря 2022 года в телеграмм-канале завода появилась запись о том, что уже произвели больше 160 автомобилей Москвич 3 с ДВС [1]. В феврале 2023 года 5 электромобилей получило Министерство здравоохранения РФ и в этом же месяце появилось сообщение о том, что для сервисов такси и каршеринга передадут 3 тысячи автомобилей марки Москвич [2]. А 3 марта 2023 года стартовали продажи автомобилей в 23 городах России. Томска в этом списке, увы, нет, поэтому в живую Москвич я пока не видел.

При этом ни в одной публикации не озвучивалось количество реализованных автомобилей. Не было статистики продаж и в отчётах за январь и февраль 2023 года Ассоциации Европейского Бизнеса. Хотя с момента продаж уже прошло 3 месяца. Почему Москвич не пользовался спросом?

Потенциально привлекательный проект

Хотя на старте этот проект был достаточно интересным. Рынок кроссоверов за 2022 год опустел и из категории компактных кроссоверов были доступны всего лишь три модели, которые показали хоть какие-либо значимые продажи – Chery Tiggo 4, Haval Jolion и Geely Coolray. Согласитесь, что Москвич 3 вполне мог рассчитывать на покупателя? Особенно если мы будем держать в уме коммерческий успех Hyundai Creta, которую при всём желании нельзя было отнести к категории уникальных автомобилей.

Корейский кроссовер Hyundai Creta можно рассматривать как отличный пример сочетания адекватной стоимости и инженерных решений. Автор фотографии kua1102
Корейский кроссовер Hyundai Creta можно рассматривать как отличный пример сочетания адекватной стоимости и инженерных решений. Автор фотографии kua1102

В тисках DKD или откуда взялся миллион сверху?

Но мечты, как говорится, разбились о суровую реальность. Которая называется «ценовая политика». Автомобиль с механической коробкой передач стоил почти 2 миллиона рублей (если быть точным, то 1 миллион 970 тысяч рублей), а с вариатором – на 65 тысяч больше. Выбор комплектации отсутствовал – только комплектация Стандарт.

Совершенно очевидно, что рынок такого порыва не оценил. Википедия утверждает, что Москвич 3 является лицензионной копией китайского кроссовера JAC JS4 [3]. Эта модель в Китае стоит около 100 тысяч юаней и если переводить в рубли, то это около 1 миллиона рублей.

Я не хочу наценку в миллион рублей оправдывать исключительно фактором крупноузловой сборки, но посудите сами. В Китае производится автомобиль и там же частично разбирается (отделяется мотор, коробка передач, некоторое навесное оборудование и т.п.). Далее в таком полуразобранном виде он поставляется в Россию, где происходит его повторная сборка. В итоге к стоимости автомобиля добавляется стоимость демонтажа, транспортировки, а также работы по его «обратной» сборке.

Совершенно очевидно, что у покупателя может быть вполне резонный вопрос: «А не будет ли дефектов при повторной сборке?» или такой: «Если мне предлагают Москвич за 2 миллиона рублей, то может быть мне купить плюс-минус такой китайский кроссовер Джили Кулрей, который дешевле на 200-350 тысяч?».

А что дальше?

С моей, достаточно дилетантской, точки зрения DKD – это абсолютнейший тупик. Который более-менее работал в нормальных условиях, но в условиях переформатирования торговых цепочек это лишь существенные финансовые издержки. Смысл производить автомобили по оверпрайсу, которые никто не будет покупать? Нет смысла.

Я надеюсь, что Москвич пойдёт эволюционным путём, которым в своё время прошли крупнейшие китайские автомобильные компании. Chery, например. В истории этой компании тоже есть производство лицензионных двигателей, например. То есть сейчас мы действительно «тренируемся на кошечках», собирая Москвич 3 и продавая его в такси по такой стоимости, но через 2-3 года мы выпустим свой аналог Креты или Каптюра – недорогого кроссовера, который так ждёт рынок.

Причём я нисколько не сомневаюсь, что разработка автомобиля на собственной платформе идёт (озвучивался 2025 год), но здесь крайне важно снова не наступить на ценовые грабли. И если АВТОВАЗ может из Весты соорудить кроссовер (Крета – это не что иное как Солярис, немного раздутый), то Москвич такого исторического опыта не имеет. Москвич 2141 уже морально и технически устарел. Так что я жду творческого переосмысления Москвича 3, с которого подшлифуют издержки DKD и сократят логистическое плечо.

Другие мои статьи

Партнёрство завода Москвич и китайской компании JAC Motors - это повод для оптимизма или нет?

Завод Москвич конкретизировал планы на 2022 год по выпуску автомобилей

С уважением, Юрий (kua1102)