Найти тему
Гиперавто

Аквапланирование: главная опасность на мокрой дороге

Оглавление

Чем опасен мокрый асфальт? Ведь вода на дороге — это не лёд и не снег, всё не так страшно… Но вода бывает даже опаснее льда: на ней автомобиль может в прямом смысле поплыть и полностью потерять управляемость из-за аквапланирования. Давайте разберёмся, почему возникает этот эффект и как его избежать.

Что такое аквапланирование

Аквапланирование — это гидродинамический клин в пятне контакта шины с дорогой. Говоря проще, между резиной и асфальтом появляется прослойка воды, из-за чего сцепление колёс с дорогой исчезает и автомобиль становится неуправляемым. Колёса машины, попавшей в аквапланирование, фактически превращаются в водные лыжи.

Почему автомобили не аквапланируют при каждом дожде и этот эффект, к счастью, возникает довольно редко? Потому что шины активно сопротивляются аквапланированию, отводя воду из пятна контакта с дорогой шлейфом брызг позади машины. Но иногда усилий шин недостаточно.

-2

Когда и как возникает аквапланирование

Как правило, автомобиль аквапланирует, попав на высокой скорости в скопление воды. Это может быть большая лужа, выкатанная в асфальте колея, собирающая воду, или просто сильный заряд дождя. С меньшей скоростью автомобиль спокойно проехал бы по воде — ведь он не катер и положительной плавучестью не обладает. Но на высокой скорости шины не успевают отвести воду из пятна контакта, и возникает тот самый эффект водных лыж — машина аквапланирует, скользя по водяной плёнке.

Как понять, что автомобиль попал в аквапланирование? Очевидный признак — резко полегчавший руль (ведь сцепление колёс с асфальтом исчезло) и отсутствие реакции на его отклонение. А ещё аквапланирование слышно — пропадает фоновый шум трения шин об асфальт, а вместо него в колёсных арках льётся вода. Словом, если по ощущениям вместо машины вы вдруг оказались в лодке или на гидроцикле — вы аквапланируете.

Что влияет на аквапланирование

На возникновение аквапланирования влияет несколько факторов, и прежде всего это скорость автомобиля.

Скорость движения

Чаще всего аквапланирование возникает при достижении скорости 70–100 км/ч. Но при комбинации других факторов (обилие воды, лёгкая машина, лысые шины) оно может начаться и на 40 км/ч. Поэтому универсальной цифры нет: нельзя сказать, что, не превышая разрешённые в городе 60 км/ч, вы никогда не столкнётесь с аквапланированием. Но замедлившись, вы точно снизите риск его возникновения, поскольку скорость — главное условие для аквапланирования.

Протектор шин и его остаток

Летние шины сконструированы так, чтобы отводить как можно больше воды из пятна контакта с дорогой. Лучше всего с этим справляется протектор с направленным рисунком и большим количеством канавок. А вот спортивные полуслики (псевдослики), которые обеспечивают отличное сцепление на сухом асфальте, для езды под дождём и по лужам категорически не подходят.

-3

Износ резины существенно повышает шансы поплыть. Чем меньше остаточная глубина протектора шин, тем меньше воды они могут отвести из пятна контакта — и тем раньше начнётся аквапланирование. Распространённое мнение, что летом можно без риска докатывать изношенные шины, ошибочно и очень опасно. В таблице приведены значения, полученные специалистами Nokian: у изношенных до минимального остатка протектора шин при езде по 3-миллиметровому слою воды на скорости 75 км/ч остаётся всего 16% пятна контакта.

Летом плохо сопротивляются аквапланированию и мягкие зимние шины, у которых другая задача — хорошее сцепление со снегом и льдом, а не эффективный отвод воды. А комбинация «изношенные зимние шины» вообще не оставляет шансов выйти сухим из воды, во всех смыслах.

Давление в шинах

Давление воздуха в шинах также влияет на риск аквапланирования. Если шины приспущены, то, встретившись с водной преградой, резина не будет эффективно взрезать ее, а промнётся, оставив воду в пятне контакта. Низкое давление в шинах существенно повышает вероятность аквапланирования и снижает минимальную скорость его возникновения. Когда вы приспускаете шины ради большего комфорта на плохих дорогах, вы повышаете риски на мокром асфальте. Поэтому не стоит отходить от рекомендуемых автопроизводителем значений давления.

Вес автомобиля

Чем легче автомобиль, тем сильнее он подвержен аквапланированию. Водитель компактной легковушки чувствует себя в дождь менее уверенно, чем владелец кроссовера или внедорожника — тяжёлой машине легче вытеснять воду из пятна контакта шин с дорогой, и аквапланирование «тяжеловесов» начинается на более высоких скоростях. В том числе поэтому правила разрешают грузовикам ездить на шинах с меньшим, чем у легковых машин, остатком протектора — всего 1 мм против 1,6 мм (для летней резины).

Количество воды на дороге

Очевидно, чем больше воды на дороге, тем выше риск аквапланирования, поэтому особенно опасны именно скопления воды: лужи или текущие по асфальту ручьи. На разном типе покрытия для аквапланирования нужно разное количество воды. На гладком асфальте опасность представляет даже совсем тонкая водяная плёнка после дождя. А на асфальтобетоне или крупнозернистом асфальте воде сперва нужно покрыть все мелкие неровности — соответственно, осадков для аквапланирования должно выпасть больше.

-4

Как избежать аквапланирования

Аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Поэтому примите все меры, чтобы не допустить его. Из перечисленных выше факторов очевидно, что нужно делать:

  • Использовать хорошие летние шины с достаточной глубиной протектора.
  • Следить за давлением в шинах и не ездить на приспущенных колёсах.
  • Снижать скорость на мокрой дороге, особенно перед лужами.

Также учитывайте вес своего автомобиля — лёгкие малолитражки всегда в зоне риска. И будьте особенно осторожны в поворотах, где шины работают не так эффективно, как при прямолинейном движении, а центробежная сила стремится сорвать автомобиль с траектории — заранее сбавляйте скорость.

Что делать при аквапланировании

К сожалению, если шины потеряли контакт с мокрой дорогой, водитель на несколько секунд превращается в пассажира — эффективного способа выйти из аквапланирования не существует. Можно лишь убрать ногу с педали газа, крепко взяться за руль и ждать, пока своё дело сделает физика: скорость автомобиля снизится и шины вновь зацепятся за асфальт.

Почему при аквапланировании необходимо держаться за руль крепко, двумя руками: когда оно закончится, сцепление шин с дорогой восстановится очень резко. В этот момент руль может дёрнуть и машину уведёт в сторону — важно не допустить этого.

-5

Чего при аквапланировании делать не нужно: пытаться резко тормозить или активно рулить, как при заносе на льду. Не забывайте, что аквапланирование быстротечно: сцепление с дорогой может вернуться в любую секунду, а если колёса в этот момент будут повёрнуты в сторону — вас ждёт внезапный и неконтролируемый занос. Лучшее, что можно сделать при аквапланировании — постараться сохранить прямолинейное движение.

Коротко суммируем, что делать при аквапланировании:

  • Убрать ногу с педали газа.
  • Крепко держаться за руль и быть готовым к резкому восстановлению сцепления шин с дорогой.
  • Не пытаться тормозить или маневрировать во время аквапланирования.

Напоследок ещё раз напомним, как важно иметь хорошую летнюю резину, чтобы не столкнуться с аквапланированием. Используйте правильные шины, не превышайте скорость на мокрой дороге, и тогда вождение автомобиля будет безопасным.

www.hyperauto.ru
www.hyperauto.ru

К другим статьям Гиперавто на «Дзене» →

Авто
5,66 млн интересуются