Найти тему
Синий Сайт

Немножко о критике. Ч. 3

Часть 1
Часть 2

Проблема критики всегда остра: в глубине души каждый считает себя если не совершенным, то, по крайней мере, не сильно далеким от этого. Потому замечания, подрезающие крылья подобной уверенности, не могут проходить безболезненно. Но как быть, если находишь ошибку? Промолчать, чтобы ненароком не обидеть? Тогда автор будет тащить ее из текста в текст. Сказать честно? Может возникнуть ситуация, что придется выслушивать горестные стенания о несправедливости мира. Как быть? И вновь на помощь пришли пользователи, ответившие на следующие вопросы: Какие чувства вызывает у вас критика? Сразу справляетесь с эмоциями, или долго отходите? Считаете ли себя «ничтожествами», глядя на выловленные ошибки? Как оказалось, критика критике рознь, да и реакция на нее у всех разная:

Далеко не сразу, буду долго отходить, а при перечитывании критики повторно – загораться всей гаммой эмоций снова. Ничтожеством себя не считаю, но бездарностью после некоторых комментариев – часто... (Наташа)

Объективная критика не вызывает. Необъективная уязвляет, насколько сильно – зависит от того, насколько близок мне и уважаем человек. (Алиция Рэйвен)

Есть два варианта: первый. 1) Ух ты! Как же я не заметила?! И правда! Вот спасибо! Бегу исправлять и помнить... Второй 2) Ты чё?! Разуй глаза! Сам ты ничего не понимаешь (это в том случае, когда я на 100% уверена). Но комплексовать и считать себя ничтожеством никогда. (Вязьмичка)

«Какие чувства вызывает у вас критика?» Первая реакция – внутренний протест, но он быстро сменяется на нейтральное восприятие, если критика конструктивна. «Сразу справляетесь с эмоциями, или долго отходите?» Зависит от текста, к которому отзыв, от тона комментария и от моего настроения. Могу просто пожать плечами и забыть, могу час-два отходить, а могут и на весь день обидки затянуться. «Считаете ли себя «ничтожествами», глядя на выловленные ошибки?» – нет. (Аэзида)

Я тяжело отношусь к критике, особенно если она идет со стороны близких мне людей. Долго перевариваю, отхожу. На эмоциях могу эту критику не принять и опровергнуть. Потом очень долго не могу ничего писать. Ничтожеством себя не считаю, но иногда появляется мысль, что все, что я делаю, зря и никому не нужно. Потом очень долго вхожу в колею и могу не писать по полгода, а то и больше. (Aleks_Koyl)

Смотря какая критика. Адекватная, по делу и вежливая – всегда за, это помогает. Насмешки, унижения, конечно, ранят и отталкивают. Чувство собственного достоинства страдает только в случае, если ошибка очень значительная или комментарии очень грубы. (Juliet2210)

Критику воспринимаю конструктивную, к примеру, как пишут инквизиторы на этом сайте. Считаю, что это и есть настоящая критика. Если напишут «тебе не дано», «ниасилил, простите» и все в том же духе – на такую я взбешусь. Если негативных комментариев больше одного. Потому что конструктива в этом мало, если не понравилось и так хочется об этом сказать – пусть говорят так, чтобы я поняла, в чем ошибки. Когда показывают на ошибки, самооценка страдает, да)) Но лучше я их увижу и исправлю. (Distance)

Зависит, конечно, как эту критику подать. Вообще, я бы не сказала, что возникают какие-либо эмоции, кроме растерянности от незнания, как исправить проблему в тексте – если она шибко грубая. Обычно такое состояние проходит, когда все хорошенько обдумываешь. Неприятно порой бывает, когда единичные читатели делают однозначные выводы об идее, а ты на самом деле хотел произведением сказать что-то совсем другое. Понятно, что это косяк автора, раз поняли не так. Но все равно становится как-то не по себе на короткое время. Глядя на замечания, ничтожеством себя не считаю, но недоумение порой возникает: и как я могла допустить такую ошибку?» (Amaretto)

Смотря какая критика и какое произведение. Некоторые тексты таковы, что я знаю, что они в критике нуждаются, и мне нужен новый взгляд и свежее мнение. Бывает, что пишут критику, от которой обидно – это бывает очень редко и касается, в основном, уничижительных моментов в комментарии по поводу элементов текста устами людей, которые мне небезразличны. Если критика написана специально вроде как уязвить (привет Анне Форд, я ценю твои волшебные комментарии!), она вызывает лёгкое раздражение тем, что теперь надо что-то ответить, а смысла в этом нет, потому что критика к тексту не относится, а именно на хоть какую-то реакцию меня и рассчитана. С эмоциями справляюсь быстро, хотя иногда бывает, что обида затаивается надолго. «Ничтожеством» себя не считаю, кто и какие бы ошибки не ловил. Скорее, понимаю, что отнюдь не ас, но и не ничтожество уж – точно) (Thinnad)

Критика всегда вызывает эмоции. Иногда с ними бывает легко справиться, иногда не очень. Зависит от личности критикующего, формы подачи критики и ценности критикуемого произведения для меня лично. Если выловленные ошибки были довольно грубыми могу ещё долго хандрить по этому поводу. (Lynx L.R.)

Нормально отношусь. Она нужна и полезна. Если критика справедливая - бывает неприятно, конечно, но и только. И злость - не на критика, а на себя - что что-то пропустил или упустил.
Бесит критика особого рода:
1) «Я бы написал вот так»: когда критик (читатель) настойчиво навязывает автору свою точку зрения, свои идеи и выводы.
2) «Я считаю вот так»: когда критик, не имея образования, знаний по предмету, с апломбом начинает говорить о том, в чем совершенно не разбирается.
3) «Я очень внимательный»: когда критик в упор не видит того, что есть в тексте (особенно это касается малых форм, где часто мысль высказывается конкретно одним предложением).
В первом случае просто пожимаю плечами – ну хочется, пусть товарищ пишет фанфик.
Во втором иногда срываюсь на грубый ответ, отсылая к «азбуке», реально – очень много безграмотных, нифига не знающих людей, которые при этом имеют обо всем якобы «знания». Только я не учитель.
В третьем... Огорчает и раздражает, но что с такими читателями делать – я не знаю. Недавно как раз мне сказали: у тебя нет того-то и того-то, герой должен был повести себя вот так... Я говорю: так вот же – это есть, и поступок такой – тоже. Начинаю цитировать. В ответ получаю: все равно у тебя этого нет... И что? Я могу, конечно, танцевать голым вокруг елки, но кому от этого хорошо? (Almond)

Без нее нет развития. Но - критика критике рознь. Долго. Порой – непростительно долго. Раньше было иначе. Раньше хотелось спорить, соглашаться... многостранично)) Сейчас – ужасно болезненно. До отказа писать – вообще. Нет) это вообще неверно поставленный вопрос. Ощущение себя ничтожеством – это к делу не имеет отношения. Такого вообще не должно быть ни от какой критики. Критика не должна убивать – она должна помогать развиваться. (Li Nata)

Неприятно, если критик переборщил с кислотой. Но разумом я всегда понимаю пользу замеченных ошибок. От эмоций отхожу не сразу и не долго. Посередине. Нет. (Гуйван Богдан)

Критика вызывает сугубо положительные эмоции, если она полезная, объективная и вежливая. На этом ресурсе я задержалась именно потому, что здесь пишутся очень полезные отзывы, в которых указываются имеющиеся шероховатости и недочеты, при этом никто не переходит на личности, не пытается унизить и оскорбить. Такая критика полезна. И если не удается исправить недостатки в отдельном конкретном произведении (нет времени или вдохновения на переписывание), то учитываю замечание на будущее. Всё остальное – это критиканство, и читаю такие комменты с выражением «рукалицо». Критикану, как правило, хочется подарить разнообразные словари, а еще лучше – новый мозг). Что касается эмоций – это было бы очень неприятно, если бы я считала, что идеально пишу. К своим работам я отношусь критически, мне вечно все не нравится уже через пару дней, как написан текст, и если сторонний наблюдатель укажет на косяки, буду только рада. (Shifer dark)

Смотря какая критика. Отзывы типа: «Автор, мне не понравилось, потому что это не мой стиль (жанр, фендом)» раздражают. Зачем читать и писать отзыв, если подобные работы не нравятся? Другое дело, если критика объективная, указаны все плюсы и минусы, ошибки, недоработки. К таким отзывам отношусь отлично. Но критика есть критика, бывает стыдно, что сама не заметила глупые ошибки. (Fuego)

Сначала было нелегко. Но после того, как пришло понимание, что критика – не конец света, это советы, как сделать творение лучше – хорошие советы, действенные – мир перевернулся. Если укажут на недочёт – буду безумно благодарна. Самой-то уследить за всем нельзя, а помощь, она бесценна. Ведь, читая старые работы, бывает то, что дивишься человеку, написавшему супер-хвалебный отзыв – столько помарок в ней. Его доброте. В общем, ошибки есть всегда, и ничего страшного в этом нет. Текст – не прошлое, легко правится. (Нашествие сурикатов)

Давно принимаю критику как положено - спокойно и с благодарностью. Не люблю грубости. Люблю когда заслуженно хвалят)) (Jiraia)

Долго отхожу. Считаю, что нужно работать, а не то, что я «ничтожество». (Юля)

За критикой часто скрывается читательское раздражение, зависть и прочий негатив, который по какой-то причине не выплеснули раньше. Такая «критика» «заводит» и хочется ответить в тон. Никакого конструктива и пользы от таких «бесед» обычно не бывает, только испорченное настроение. Что касается критики, которая действительно полезна... она огорчает. И не потому, что читатель-критик такой нехороший и наковырял все эти косяки, а потому, что я их допустила. Огорчает собственное несовершенство. В зависимости от тяжести собственного «греха» необходимо разное время на восстановление душевного равновесия, но не помню, что бы убивалась больше вечера)) (Юфи)

Думаю... степень восприимчивости критики зависит от настроя, а также от любви к произведению. К примеру, если я знаю, что недоработала, но уже нет сил перечитывать, то с нетерпением жду критику, чтобы проанализировать собственное недовольство рассказом и определиться с правками. Если мне нравится рассказ, как вот бывает – буквально всё на своём месте и идеально, то, конечно, критика расстраивает... буквально на день-другой, чтобы переболеть это недовольство и работать дальше. (Нерея)

Вот тут мне повезло – почти всегда меня критиковали по делу. Бывали, конечно, комментарии, которыми возмущалась, но по прошествии пары минут всё-таки немножко хихикала с «осведомленности» и «профессиональности» критика. Вылавливали у меня и ошибки, на которые без стыда не взглянешь – но тут тоже, стоит немного подождать и «О боже, как я могла ЭТО написать?!» превращается в «О боже ты мой, бгыгыгыгыгы, вот это я отожгла, править срочно!». Над некоторыми действительно смеялась вслух – в этом деле главное – здоровая самокритика и чувство юмора, пожалуй. (Млика)

К сожалению, не всегда справляюсь. Всё зависит от подачи критики. Часто бывает это ощущение собственной глупости, когда элементарные ошибки, которые не были увидены в процессе создания произведения. Если же ошибки из разряда «не знал», то только порадуюсь, что мне помогли обнаружить нечто, чего я не могла знать в силу различных обстоятельств. (Alizeskis)

С эмоциями я справляюсь довольно быстро. Но это результат длительных упражнений )) Отделять оценку работы от оценки себя – навык необходимый, но его ведь ещё и получить надо )) Думаю, у многих в связи с этим могут возникать проблемы. Другое дело, что не к каждому критическому замечанию хочется прислушиваться )) Критика должна быть и обоснованной, и корректной – иначе трудно переключиться с формы на содержание, а иной раз кроме как «сам дурак», и ответить-то нечего )) (Фито)

Если честно, на критику реагирую болезненно, но принимаю даже с большей благодарностью, чем похвалы. Всегда интересно узнать, где читатели обнаружили недочёты, которые ты – как казалось – тщательно вылизывал и лелеял. Но, в конце концов, нужно отличать критику от критиканства. Критика, пусть и жёсткая, всегда обоснована желанием помочь. Ничего, кроме положительных эмоций, помощь вызывать не может. А на критиканство – а оно всегда очень заметно! – реагировать болезненно нет смысла. Поэтому синдрома «ничтожества» практически не возникает. Лишь здравый смысл по отношению к себе – и никаких терзаний. (Gloomy Dead)

Да, универсальный совет, чтобы удовлетворял всех, тут не дашь. Кто-то впадает в уныние или злится, кто-то рвется в бой и отдает себе отчет, что нужно править, а что пропустить мимо ушей. Порой жесткое слово даст больший эффект, чем сюсюканье, но и применять его нужно с умом. К счастью, отношение автора чаще всего видно, потому можно обойтись малой кровью. Молчать не стоит, но унижать, строить из себя гения – никогда.

Продолжение следует

Автор: Astalavista
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на
Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #