2,2K подписчиков

Как бизнесу выбрать фотографа? И чем они отличаются

Красивое пирожное для кондитерского цеха
Красивое пирожное для кондитерского цеха

А давайте разберем надо ли вам это. Когда действительно надо, а когда можно и экономить. Статья ориентирована на тех, кто развивает бизнес, хочет сделать из хобби карьеру или стать экспертом в своей области. И пишет ее для вас коммерческий фотограф, который обслуживает интересы бизнеса и помогает Вам зарабатывать больше.

Смотрите, независимо от размера вашего бизнеса всем нужен пиар и реклама. Как точно такой же владелец бизнеса он нужен и мне. И любой пиар строится на фотографиях, видео и аудио. Сейчас это принято называть визуалом или контентом, а фотографов, создающих визуал, создателями контента или контент криейтером (Content Creator).

Зачем создавать контент, если у меня классный продукт который говорит сам за себя?

Времена когда хороший продукт сам себе делал рекламу прошли. Мы больше не живем в мире дефицита и вполне можем обходится без навязанных буржуа излишеств. Даже не будучи маркетологом я с уверенностью могу сказать, что нынешний потребитель не хочет просто покупать. Ему нужно сперва узнать о вас, породниться, понять существуете ли вы, как продавец товаров или услуг, с ним на одной волне. Все это делается не без помощи интернета, потому что в сети мы собственными руками создаем образ, транслируем цели и смыслы. И если вы думаете, что эти простые истины знает каждый, то ошибаетесь.

Будучи в поисках своей аудитории я провел много маркетинговых исследований. Провел множество глубинных интервью. Каково же было мое удивление, когда я вдруг понял, что только 10% владельцев бизнеса имеют хотя бы сайт. И менее 10% ведут регулярно какой-либо блог. Да, безусловно, есть отрасли в которых можно вести бизнес “по-старинке” через сарафанное радио и связи. Но как только ветер переменится и им потребуется выйти на свободный рынок, то эти люди столкнутся с тем, что о них никто ничего не знает, а их продукт ничем не выделяется среди подобных. И да, у меня есть хорошая новость. Если вы читаете этот материал, то входите в «элиту» бизнеса, которая о чем-то догадывается. Забавно, не правда ли? Идем дальше.

Ну, и как личный пример. Бизнес на фотографии лучше всего работает именно на рекомендациях. Однако, у меня есть и сайт и блог. Почему? Да потому что за бизнесом стоят точно такие же люди и вкладывая в меня деньги они хотят быть уверены в том, что вкладывают их в эксперта. При личной встрече я могу доказать это за 5 минут, но когда эмоции улягут и останется трезвый расчет, то в игру вступит блог.

Сколько стоит профессиональный фотограф?

По цене вилка очень широкая. Можно найти бесплатного фотографа, можно за несколько тысяч, а есть те, кто берут сотни, если не миллионы рублей. Конечно же, качество контента на выходе так же отличается.

Чем дороже фотограф, тем меньше контента он производит, потому что растет его качество и трудозатраты.

Но откуда такой разброс? Техника здесь не причем. На цену влияет опыт, ниша, квалификация, количество вовлеченных специалистов и многое другое. Рассказывать подробно это надо отдельную статью писать. Так же мы не будем касаться высокооплачиваемых мастеров, потому что таких людей нанимает корпорация и решение один человек не принимает.

Будем рассматривать масс маркет. И начнем с описания того, что же из себя представляет хороший фотограф. Для удобства хорошего фотографа мы будем называть мастером.

Фотограф мастер

У мастера есть свой сайт, а так же специализация. Попадая на его страничку вы легко можете понять чем он занимается. Хорошая новость заключается в том, что такой человек знает что Вам нужно, а что нет. Что будет работать, а что нет. Он может разработать техническое задание, отталкиваясь от вашего бюджета и у него есть команда специалистов. Плохая же новость заключается в том, что он знает себе цену. Стоимость услуг такого специалиста начинается от 30 000 рублей. Стоит запомнить, что специалист не называет стоимость в час, он называет стоимость под ключ. И он не будет сбивать цену.

Мастер - это прежде всего команда, направленная на результат, то есть на увеличение продаж и прибыли.

Грустно и дорого? Но не спешите отчаиваться. Когда мастер начинает развивать новую нишу или направление, то нередко работает бесплатно или за минимальные деньги. Он либо находит вас сам, либо размещает соответствующий запрос в Telegram чатах или пабликах. И да, любой мастер вырастает из ремесленника.

Фотограф ремесленник

Кто такие ремесленники? Ремесленник - это фотограф, который не знает Ваших нужд, он не услышит Вас, когда Вы будете описывать ему ситуацию. Часто готов выполнить любую работу и является мастером на все руки. Работает один. Сайта либо нет, либо он не внятный. Скидывает вам портфолио в котором не прослеживается стиль и направление. У фотографов мастеров всегда есть в записной книжке телефона десяток таких коллег, потому что тот знает как с ними работать.

Нанимать ремесленного фотографа можно в качестве исполнителя, но только тогда, когда у вас есть четкая концепция и техническое задание. Иначе результат вас разочарует.

То есть ремесленник это оператор для камеры. Он знает технику, разбирается в настройках, но смотрит на мир только с точки зрения профессиональной деформации фотографа. В виду этого не способен мыслить как бизнесмен. Стоимость своей работы часто указывает за час. Средняя стоимость колеблется 3х до 8 тысяч рублей (за час). При обращении может довольно легко сбить себе цену.

Сложность работы с ремесленниками заключается в том, что если вы не умеете составлять техническое задание фотографу, если не можете сами прописать и описать, что вам нужно, то ваши деньги будут потрачены зря, а результат вас разочарует. Нередки случаи, когда разочаровавшийся в таких услугах владелец бизнеса делает ошибочные выводы, которые потом транслирует в виде технологических травм на мастера и тратит больше денег, нежели обратись он сразу к специалисту.

Фотограф-любитель.

Фотограф-любитель на своей волне. У него нет сайта, нет портфолио. Он любит фотографию за технику, играет с ней и часто смотрит на фотографию с позиции высокой философии. Найти его легко среди близких, друзей и знакомых.

Жирный плюс работы с фотолюбителем в том, что он не знает сколько брать за свою работу и с удовольствием поработает за опыт (бесплатно)

Среди них много действительно классных ребят, которые уделают и мастеров. Но на этом плюсы заканчиваются. Дело в том, что кроме фиксации событий вокруг него как есть он мало что может, хотя будет доказывать обратное. Он может классно снимать пейзаж, но просить снять его ваш портрет бесполезно. Ну, если вы не хотите выглядеть как его лучший пейзаж… Сегодня фотолюбитель не обязательно выглядит как человек с фотокамерой. Он может снимать и на смартфон.

Когда бизнесу НЕ нужен фотограф?

Я глубоко убежден и рекомендую вам НЕ пользоваться услугами фотографа если вы:

  • Видите не снимки, а “фоточки”
  • Не имеете технического задания или представления о нем
  • Не обладаете достаточным для вашего же технического задания бюджетом
  • Думаете, что МНОГО мало НЕ БЫВАЕТ.

Звучит жестко. Но среди фантазеров фотографов я видел столько же фантазеров клиентов. Корни здесь в заблуждениях относительно индустрии фотографии и понимания того как это работает.

Смотрите, у вас в смартфоне есть камера. Она уже способна делать качественные снимки за счет программных алгоритмов. Уже во всю развиваются нейросети, способные генерировать визуальный контент. Вы будете правы, если скажите мне, что сделать качественный снимок легко. Это так. Битва за качество давно выиграна.

Если можете снимать сами - снимайте.
Если можете монтировать сами - монтируйте.

Вы действительно от этого только выиграете, потому что, как писал выше, Вы - элита, которая входит в 10% тех, кто понимает. Развитие бренда в наших руках. Я точно так же не могу позволить себе многих специалистов и вынужден развивать бизнес самостоятельно будучи профаном во многих вещах.

Где же волшебная грань?

На самом деле нужно запомнить вот что. Нет нужды разбираться в той же фотографии. Главное делать! Хороший продукт сам себя не продаст! Рано или поздно все равно наступит момент, когда вы поймёте, что Вам надо выделяться или вы не хотите становится лицом бренда, а контент "пилить" надо... Всякое может быть. Выделиться же Вам поможет только специалист.

Хороший специалист это ВЛОЖЕНИЕ в свой бренд, которое окупится.

Самое же грустное для специалиста, когда клиент не пользуется преимуществами произведенного им продукта и попросту сливает его потенциал. Именно поэтому специалист знает себе цену и не падает, потому что ему не все равно, что будет с его работами и Вашим делом.