По источникам тех времён выходит, что инженер средней руки мог с одной зарплаты купить мотороллер. Почему тогда мототехники на дорогах было не очень много?
Поэтому разные источники могут расходиться, указывая цены на советскую двухколёсную технику. Кроме того, каждая модель продавалась в нескольких комплектациях. Например, в конструкция “Иж-Планета-Спорт” ранних выпусков изобиловала импортными комплектующими – карбюратор, фара и другие – а к концу выпуска их постепенно заменили на советские, удешевляя производство.
Впрочем, на протяжении семидесятых и восьмидесятых цены варьировались не очень значительно. Итак, сколько же стоила мототехника тех времён?
Мотовелосипеды, мопеды, мокики
- Мотовелосипед ПВЗ, он же ЗИФ – 105-115 рублей. Выглядел некруто, но отличался доступностью.
- Мопед “Рига-11” – 145 руб.
- Более крутые мокики “Верховина” и “Карпаты” – от 226 до 248 руб.
- Мотороллер “Вятка” был ещё одной ступенькой вверх – 270 руб. Хотя другой источник утверждает, что цены на него начинались со смешных 150 руб.
Мотоциклы
- Лёгкий “Минск” – 330 руб. (по другим источникам, 600).
- “Восход” – 420 руб.
- По “ижовским” моделям информация несколько расходится.
- “Иж-Планета-3” – 560 руб.
- “Иж-Юпитер-3” – 750 руб.
- Спортивный мотоцикл “Иж-Планета-Спорт” - от 980 до 1080 руб.
- Импортные Jawa и Cezet – от 950 до 1050 руб.
- Тяжёлый “Иж-Юпитер-5” – 1000 руб.
- “Урал” – 1250 руб., по другим источникам 1900 руб.
- “Днепр” – от 1400 руб. до 2000 руб.
Много это или мало?
Для сравнения, зарплаты у большинства рабочих и инженеров в СССР были в диапазоне от 100 до 200 рублей, а в колхозах могли быть и меньше. И у многих деньги на мотоцикл были. А вот гаража или участка, где его можно было бы безопасно хранить, не было. Прибавьте к этому многолетние очереди за дефицитными промтоварами, и вы поймёте, что отпугивало граждан от покупки собственных колёс.