Большинство практик эмоциональной уравновешенности, эмоционального баланса и навыки конструктивной эмпатии включают в себя развитие сострадания. Одним из базовых элементов эмпатии и стабильного, устойчивого эмоционального состояния является развитый навык сострадания.
Научно доказано, что практики развития сострадания очень хорошо помогают бороться с эмоциональным выгоранием за счёт активации определенных нейронных сетей, которые укрепляются на нейрофизиологическом уровне за счет регулярной активации нейронных ансамблей в формальной практике и в повседневной жизни, в частности.
Практика конструктивной эмпатии или практика сострадания - это намеренная культивация желания того, чтобы мы сами и окружающие нас люди, не испытывали страданий и стресса, а так же были свободны от причин, поражающих страдания. Запускает такие нейронные ансамбли, которые являются антагонистами стрессовых нейронных сетей. Стресс, который является основной причиной эмоционального выгорания, активизирует противоположные нейронные сети мозга, отвечающие за стрессовую реакцию, и мы тренируем их, когда испытываем агрессию или критикуем себя, испытывая страх, злость и гнев.
Те нейронные сети, которые которые чаще всего активируются, в итоге становятся более чувствительными даже к малейшим стимулам-раздражителям. Так, например, в состоянии стресса мы становимся менее толерантны даже к слабым раздражителям и, проще говоря, более нервными и раздражительными. А если мы чаще активируем те нейронные сети, которые отвечают за самосострадание, то развиваем в них толерантность к стрессовым стимулам. Так подход даёт возможность тренировать свой мозг примерно так же, как мы тренируем свои мышцы в фитнес центре.
Западные психологи уже давно рекомендуют своим клиентам обращаться к инструментам практик осознанности для снижения стресса и профилактики эмоционального выгорания. Как бы странно это не звучало, но развитие самосострадания и сострадания к окружающим повышает вашу эмоционально-психологическую устойчивость и дает возможность не проваливаться в деструктивную эмпатию, при которой мы можем проваливаться в деструктивные эмоциональные состояния, которые испытывают близкие нам люди.
Таким деструктивным состояниям часто бывают подвержены специалисты помогающих профессий, врачи и учителя. В какой-то момент они начинают как-бы черстветь, и закрываться, наращивать броню, которая защищает их от большого количества страдания, которое их окружает. К сожалению, такой сценарий приводит к снижению эмоционального интеллекта, что способствует снижению эффективности работы таких специалистов. Врач должен уметь сострадать. Но делать это экологичным для себя образом, не давая деструктивным эмоциям разрушать себя изнутри, и провоцировать вторичные защитные реакции, которые могут быть выражены в агрессивном поведении по отношению к тем людям, которые пришли к ним за помощью.
То эмоциональное выгорание, которое становится нашим постоянным спутником, напрямую зависит от уровня нашего эмоционального интеллекта и умения сострадать себе и окружающим. Ученые в сотнях исследований установили эту связь. Психологи в один голос говорят о том, что развитие самосострадания и доброжелательного, открытого отношения к другим делает качество нашей жизни намного выше и снижает уровень эмоционального выгорания.
Все это, конечно же, относится и к нашей обыденной жизни, в которой мы агрессивно общаемся с окружающими или регулярно критикуем сами себя. Чуть более подробно рассказываю про сострадание, или в другом определении про доброжелательность, в этом видео на нашем YouTube канале https://youtu.be/M8KJoJsD7K8.
Автор статьи - Владимир Курсов
Tелеграмм канал - https://t.me/PsyMeditary
Instagram - https://bit.ly/3UNYUXr
Youtube - https://bit.ly/3h1QP0o