Найти в Дзене
Энергофиксик

Как создавался и эксплуатировался самый первый ледокол СССР, о котором остальные могли только мечтать

Оглавление

«Ленин» – именно такое знаковое для всего СССР имя получил первый в мире атомный ледокол. Спущен он был на воду в 1957 году в Ленинграде. Это уникальное судно, которое вопреки расхожему мнению не строилось в режиме строгой секретности. А во время постройки на него даже водили иностранные экскурсии.

Все потому, что советские эксперты были убеждены, что остальным просто невозможно будет создать нечто подобное еще много десятков лет. И так показывали истинную мощь советского гения и СССР в целом.

Авторство: FynjyRepmvby. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=137134492
Авторство: FynjyRepmvby. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=137134492

Так почему в СССР не скрывали строительство «Ленина»

Во время строительства на борту атомохода побывало множество иностранных делегаций. В разное время на его борту побывали и Юрий Гагарин, и кубинский революционер Фидель Кастро, и даже 27-й президент США Ричард Никсон.

Всех иностранцев и не только приглашали с целью продемонстрировать превосходство советской науки и техники над всем остальным миром.

Советские инженеры убедили советское руководство в том, что атомоход настолько сложный проект, что никто в мире не сможет его повторить ближайшие десятилетия это точно. И они оказались правы. Атомных ледоколов без участия СССР и России никто так в мире и не построил, а вот у нас этот процесс был поставлен на поток.

Вот что по этому поводу рассказывал специалист первой категории ФГУП "Атомфлот" Владимир Ульянихин:

«С 1970-х годов началось серийное производство атомных ледоколов. Построены были атомные ледоколы проекта 10–52: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз». 10–521: «Ямал», «50 лет Победы» – достраивались уже при РФ . Также построены были атомные ледоколы "Вайгач" и "Таймыр", атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

Уникальному кораблю – уникальные задачи

Авторство: RIA Novosti archive, image #314495 / Dmitry Kozlov / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17825325
Авторство: RIA Novosti archive, image #314495 / Dmitry Kozlov / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17825325

Главной задачей для первого атомного ледокола в мире стала проводка грузовых и пассажирских судов по Северному морскому пути.

Еще одной важной задачей, поставленной перед «Лениным», была доставка. А затем эвакуация полярных дрейфующих станций «Северный полюс». До этого их всех отправляли на самолетах, что накладывало серьезные ограничения по грузу и технике, которую могли взять с собой ученые. Но когда появился атомный ледокол «Ленин», появилась возможность доставлять на место исследований тяжелую технику, гораздо больше топлива и оборудования и создавать таким образом куда более комфортные условия для полярников.

Первоначально на атомном ледоколе были установлены сразу три реактора водно-водяного типа ОК-150. Однако в 1967 были установлены уже два реактора ОК-900. Причиной замены стала низкая ремонтопригодность старых реакторов.

Турбогенератор без верхней крышки в машинном отделении. Авторство: ScriptMaster. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48327168
Турбогенератор без верхней крышки в машинном отделении. Авторство: ScriptMaster. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48327168

За время своей работы ледокол успешно провел 3740 судов.

За первые же шесть лет своей работы ледокол прошел более 82 000 морских миль и самостоятельно провел 400 судов. А за все время своей эксплуатации ледокол прошел свыше 654 000 морских миль и более 563 600 миль непосредственно во льдах.

Более того, в июне 1971 года ледокол «Ленин» стал вторым в мире из надводных судов (после ледокольного парохода «А. Сибиряков» в 1932 году), который прошел севернее архипелага Северная Земля. Этот легендарный рейс стартовал в Мурманске, а был завершен в Певеке. И именно таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс, состоявшаяся в 1977 году.

Ледокол прослужил на благо Родины 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации. После этого он был отправлен на вечную стоянку в Мурманске. И сейчас там находится действующий музей.

Авторство: Терский берег. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8278222
Авторство: Терский берег. Собственная работа, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8278222

А в октябре 2018 года ледоколу «Ленин» был выдан паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения России.

В каких условиях жил экипаж первого в мире атомного ледокола

Дерево. Камин, сауна и музыкальный салон с роялем

Если мы посмотрим на ледокол «Ленин» современным взглядом, то увидим, что он был довольно компактным. Ведь его длина всего 134 метра, а ширина 28 метров.

А в разное время на его борту одновременно находилось от 150 человек до 210 человек. Однако условия размещения экипажа были роскошными.

Ведь не зря это судно демонстрировалось на широкую публику, поэтому оно было лучшим во всем без исключения.

В нем многие помещения были отделаны деревом, в том числе и дорогих пород. А в кают-компании был даже свой камин.

Кроме этого, на борту также находился клуб, кинотеатр, музыкальный салон с роялем, спортивный зал, сауна и даже был бассейн. А в судовой библиотеке насчитывалось примерно 8000 книг.

-5

Кроме этого, на ледоколе также была оборудована современная медсанчасть, в которой был собственный рентгеновский аппарат, лаборатория, стоматологический кабинет и операционная.

Вот что рассказывал про медсанчасть ледокола специалист первой категории ФГУП "Атомфлот" Владимир Ульянихин:

«Медсанчасть атомного ледокола "Ленин" была самым технологически продвинутым плавучим госпиталем, работавшим на трассе Северного морского пути. Здесь могли оказывать помощь не только своим членам экипажа, а также экипажам судов, идущих под проводкой, жителям прибрежных поселков. Здесь было проведено 176 хирургических операций, но это операции несложные, экстренные, такие как лечение травм и аппендэктомия».

Каюты же на ледоколе были так же повышенного комфорта и были как одноместные, так и двухместные. Однако соседи по каюте пересекались не так часто. Так как график дежурств был составлен так, что пока один из них отдыхает, второй несет вахту.

-6

В двухместных каютах жили рядовые моряки, в одноместных младший командный состав. А старший командный состав, в том числе и сам капитан, жили в одноместных каютах с личным санузлом.

Безусловно, просторнее всего жилось именно капитану. Ведь в его распоряжении были сразу четыре комнаты, а именно: спальня, рабочий кабинет, кухня-буфет и комната для переговоров.

При этом такое количество комнат это не просто подчеркивание статуса капитана, а больше функциональность. Ведь по большому счету компоновка каюты у капитана мало чем отличалась от, например, старшего механика. Единственное у капитана кабинет больше. А дополнительным помещением была переговорная (салон). Именно там проводились совещания командного состава, а, например, буфетная часть использовалась при приеме официальных делегаций.

После того, как они осматривали ледокол, их вели в буфет, где предлагали чай.

Это первый памятник федерального значения в Мурманске.

Но теперь ледокол это одна из главных достопримечательностей Кольского полуострова. Ледокол «Ленин» это наглядная демонстрация мощи и гения Советских людей, которые смогли создать атомный ледокол.