Найти в Дзене

Уральский трамвай 71-403

Оглавление

Всем привет! Сегодня познакомимся с одним из трамвайных вагонов екатеринбургского завода "Уралтрансмаш". Несмотря на малое количество выпущенных вагонов именно 71-403 стал основой для более массовой модели уральского завода - 71-405.

г. Екатеринбург, ул. Радищева, маршрут № 3
г. Екатеринбург, ул. Радищева, маршрут № 3

История

С 1999 года завод "Уралтрансмаш" выпускал трамвайный вагон 71-402. В начале 20 века было ясно, что первой массовой модели из Екатеринбурга требовалась модернизация. Трамваю необходимо обновить устаревший дизайн, внести изменения в электрооборудование и в еще ряд агрегатов. Так же толчком с разработке новой модели стал распад консорциума СПЕКТР. "Уралтрансмаш" фактически остался в гордом одиночестве.

В 2003 году первый вагон 71-403 был представлен на Евро-Азиатском форме в Екатеринбурге. Трамвай получил стеклопластиковый передок, электронные маршрутоуказатели, устанавливались тонированные стекла, изменения коснулись и электрооборудования. После форума вагон поступил в Западное трамвайное депо Екатеринбурга где прошел успешные испытания. В 2004 году заводчане собрали второй вагон, который проходил испытания в Москве. В том же году третий вагон проходил испытания в Ташкенте. А с 2005 года начинается серийное производство трамваев модели 71-403: первые вагоны поступали в Екатеринбург. Дальнейшая география расширялась поставками вагонов в Нижний Тагил, Курск, Орел и Нижний Новгород.

С 2006 года "Уралтрансмаш" начал выпуск усовершенствованной модели 71-405, тем самым часть городов перешла на покупку более современной модели. Тем не менее выпуск вагонов 71-403 продолжался. После 2009 года все трамваи этой модели укомплектовывались электрооборудованием, которое серийно устанавливалось на вагоны модели 71-405. Последний вагон модели 71-403 был выпущен в сентябре 2012 года для Нижнего Новгорода. К этому времени основной моделью на заводе стал полунизкопольный трамвайный вагон 71-407.

Описание

71-403 - классический четырехосный трамвайный вагон с высоким уровнем пола. Выпускались только для стандартной российской колеи 1524 мм.

г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, маршрут № 3
г. Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции, маршрут № 3

Кузов вагона - каркасный, цельнометаллический. Рама вагона сварная, сооружена из прокатных и гнутых профилей. Тележки приварены при помощи шкворней к раме вагона. Передняя часть - стеклопластиковая маска с панорамным стеклом.

Салон трамвая вмещает 85 пассажиров. Имеется 33 места для сидения. Планировка салона - 2+1: по 2 места с левой стороны и по одному с правой. В салоне имеется две накопительные площадки в центре и в конце вагона.

Салон вагона 71-403
Салон вагона 71-403

Трамвай оборудован 3 дверными проемами, которые имеют по две створки поворотных дверей. Первый дверной проем разделен: одна створка ведет в кабину водителя, а вторая в салон. Привод дверей - электрический. Стекла в салоне тонированные и прорезиненные. Освещение салона - люминесцентное, двумя рядами ламп. Отопление салона организовано трубчатыми электронагревателями расположенными по периметру. Вагон оборудован электронными маршрутоуказателями, электронным табло в салоне, громкоговорителем.

г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 3
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 3
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 3
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 3

Вагон оборудован 4-мя асинхронными двигателями. Силовая часть выполнена на IGBT-транзисторах.

***

Нельзя сказать, что трамвайные вагоны 71-403 внесли большое значение в историю российского трамваестроения, но тем не менее именно одни стали основой для будущих моделей от "Уралтрансмаша": как высокопольного 71-405, так и полунизкопольного 71-407 и даже трехсекционного 71-409. Все они имеют до боли схожий дизайн и единую переднюю стеклопластиковую маску.

Конструктивно 71-403 мало отличается от своего предшественника - 71-402. Единственное, что его выдает - это новый дизайн. А так же были внесены небольшие изменения в конструкцию электрооборудования, которые решили проблемы 71-402.

Еще одно из достоинств, которое присуще первым моделям от "Уралтрансмаша" - это совместимость с трамваями Tatra T3 и Tatra T6B5: как по электрооборудованию, управлению и даже сцепные приборы у них аналогичные. Ведь изначально заводские менеджеры делали ставку именно на города, где эксплуатировались Татры.

Одним из новшеств можно считать наличие в вагоне бортового компьютера, позволяющее вагоновожатому отслеживать работу двигателей и электрооборудования.

С точки зрения пассажира трамвай модели 71-403 можно оценить с положительной точки зрения. Салон вагона в зимнее время теплый, благодаря удачной трубчатой системе отопления, которая позволяет теплому воздуху равномерно распространяться по салону. Еще один плюс - большие окна салона, которые позволяют в светлое время суток не включать освещение, а стоящим пассажирам любоваться видами из окна. Так же еще один плюс - мягкие и удобные сидения и наличие больших накопительных площадок, а так же широкие дверные проемы.

Еще одно достоинство вагона 71-403 - это возможность работы этих трамваев в составе поезда по СМЕ. Кстати поезда из этих вагонов продолжают работать в Екатеринбурге.

Всего с 2003 по 2006 году завод построил 37 вагонов модели 71-403. Часть из них сейчас уже списана. Например, в Нижнем Новгороде списанные вагоны модели 71-403 стояли в калашном ряду с поломками несколько лет и были списаны в 2022 году в рамках освобождения трамвайных депо под реконструкцию. В Ташкенте вагон был списан после ликвидации там трамвайного движения в 2015 году. Единственный курский 71-403 в 2024 году передан в музей электротранспорта.

До нашего времени сохранилось около 20 вагонов, которые продолжают трудится на маршрутах в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Орле и Нижнем Новгороде.

г. Нижний Новгород, Октябрьская ул., маршрут № 1
г. Нижний Новгород, Октябрьская ул., маршрут № 1
г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, маршрут № 3
г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, маршрут № 3

На сегодня все.

Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Другие статьи о отечественных трамвайных вагонах:

Трамвайные вагоны | Транспортная планета | Дзен