Найти в Дзене
ЭраАвто

«Письма счастья» от ФТС: почему автовладельцы должны миллионы за растаможенные авто

Оглавление

Введение

Сотни автовладельцев по всей России получают от Федеральной таможенной службы (ФТС) уведомления с требованиями доплатить утилизационный сбор и пени за ввезенные машины.

Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Mariana Serdynska / Shutterstock / FOTODOM

Речь о суммах от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Autonews.ru изучил документы и поговорил с теми, кто уже оказался втянут в спор с государством.

Что случилось?

С 2020 по 2023 год многие ввозили автомобили через страны Таможенного союза (Беларусь, Армения, Казахстан), оформляя их как транспортные средства для личного пользования. Это позволяло платить утильсбор по льготной ставке — 5 200 руб. за машину. Однако после проверок ФТС потребовала пересчитать сбор по коммерческим ставкам, доходящим до 1,5 млн руб. за авто, и доплатить разницу с пенями.

Примеры из практики:

  • Олег (имя изменено) ввез 6 машин за три года. Теперь должен 8 млн руб.
  • Владимир (имя изменено) ввез 3 авто в 2020–2022 гг. Сумма доначислений — 12 млн руб.
  • Рекордный случай: 42 млн руб. за 94 автомобиля.
«Мы платили всё по закону, а теперь требуют миллионы», — говорят автовладельцы.

Почему ФТС требует доплаты?

Таможня считает: если машины не поставлены на учет или проданы, значит, ввезены для перепродажи. Основание — пункт 38 Постановления Пленума ВС №49 от 2019 года:

«Систематическая (более двух раз) продажа товара, ввезенного для личного пользования, может стать основанием для пересчета платежей».

Аргументы ФТС:

  • Льготный утильсбор — только для личного пользования.
  • Продажа или непостановка на учет доказывают коммерческие цели.

Контраргументы автовладельцев:

  • До 1 августа 2023 года не было ограничений на количество ввозимых авто.
«Нет закона, обязывающего регистрировать машину на себя» — заявляет Олег.

Судебные споры: кто побеждает?

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Пока суды чаще встают на сторону ФТС. Но есть нюансы:

  • Дело в Воронежской области: Истец ввез 4 машины, проданные через полгода. Суд обязал доплатить 2,4 млн руб.
  • Дело в Верховном суде: Рассматривает правомерность применения норм 2019 года к ввозу до 2023 года.

Мнение юристов Ассоциации параллельного импорта:

«Речь не об обратной силе закона, а о злоупотреблении льготами. Если ввозили для продажи — должны платить как коммерсанты».

Эксперты разделились

Кирилл Чернов, эксперт AvtoRevizorro:

«Ввозя машины, люди знали, что уходят от налогов. Теперь государство восстанавливает справедливость».

Антон Шапарин, вице-президент НАС:

«Требования ФТС незаконны. Закон 2023 года нельзя применять к прошлым периодам. Это попытка закрыть дыры в бюджете».

Какие машины в зоне риска?

  • Серый ввоз через страны Таможенного союза: Растаможка по заниженным ценам (например, в Киргизии).
  • Авто без постановки на учет: Даже одна проданная машина может стать поводом для проверки.
  • Машины, ввезенные до 1 августа 2023 года: Новые правила ограничили ввоз до 2 авто в год, но старые сделки теперь пересматривают.

Что дальше?

  • Собственники подают апелляции и ждут решения ВС.
  • ФТС продолжает рассылку уведомлений: только за 2024 год доначислено 535,9 млн руб.

Редакция Autonews.ru направила запрос в ФТС с требованием пояснить правовые основания пересчетов. Пока ответа нет.

«Это борьба с последствиями схем, которые раньше считались легальными», — резюмирует юрист, пожелавший остаться анонимным.