Введение
Сотни автовладельцев по всей России получают от Федеральной таможенной службы (ФТС) уведомления с требованиями доплатить утилизационный сбор и пени за ввезенные машины.
Речь о суммах от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Autonews.ru изучил документы и поговорил с теми, кто уже оказался втянут в спор с государством.
Что случилось?
С 2020 по 2023 год многие ввозили автомобили через страны Таможенного союза (Беларусь, Армения, Казахстан), оформляя их как транспортные средства для личного пользования. Это позволяло платить утильсбор по льготной ставке — 5 200 руб. за машину. Однако после проверок ФТС потребовала пересчитать сбор по коммерческим ставкам, доходящим до 1,5 млн руб. за авто, и доплатить разницу с пенями.
Примеры из практики:
- Олег (имя изменено) ввез 6 машин за три года. Теперь должен 8 млн руб.
- Владимир (имя изменено) ввез 3 авто в 2020–2022 гг. Сумма доначислений — 12 млн руб.
- Рекордный случай: 42 млн руб. за 94 автомобиля.
«Мы платили всё по закону, а теперь требуют миллионы», — говорят автовладельцы.
Почему ФТС требует доплаты?
Таможня считает: если машины не поставлены на учет или проданы, значит, ввезены для перепродажи. Основание — пункт 38 Постановления Пленума ВС №49 от 2019 года:
«Систематическая (более двух раз) продажа товара, ввезенного для личного пользования, может стать основанием для пересчета платежей».
Аргументы ФТС:
- Льготный утильсбор — только для личного пользования.
- Продажа или непостановка на учет доказывают коммерческие цели.
Контраргументы автовладельцев:
- До 1 августа 2023 года не было ограничений на количество ввозимых авто.
«Нет закона, обязывающего регистрировать машину на себя» — заявляет Олег.
Судебные споры: кто побеждает?
Пока суды чаще встают на сторону ФТС. Но есть нюансы:
- Дело в Воронежской области: Истец ввез 4 машины, проданные через полгода. Суд обязал доплатить 2,4 млн руб.
- Дело в Верховном суде: Рассматривает правомерность применения норм 2019 года к ввозу до 2023 года.
Мнение юристов Ассоциации параллельного импорта:
«Речь не об обратной силе закона, а о злоупотреблении льготами. Если ввозили для продажи — должны платить как коммерсанты».
Эксперты разделились
Кирилл Чернов, эксперт AvtoRevizorro:
«Ввозя машины, люди знали, что уходят от налогов. Теперь государство восстанавливает справедливость».
Антон Шапарин, вице-президент НАС:
«Требования ФТС незаконны. Закон 2023 года нельзя применять к прошлым периодам. Это попытка закрыть дыры в бюджете».
Какие машины в зоне риска?
- Серый ввоз через страны Таможенного союза: Растаможка по заниженным ценам (например, в Киргизии).
- Авто без постановки на учет: Даже одна проданная машина может стать поводом для проверки.
- Машины, ввезенные до 1 августа 2023 года: Новые правила ограничили ввоз до 2 авто в год, но старые сделки теперь пересматривают.
Что дальше?
- Собственники подают апелляции и ждут решения ВС.
- ФТС продолжает рассылку уведомлений: только за 2024 год доначислено 535,9 млн руб.
Редакция Autonews.ru направила запрос в ФТС с требованием пояснить правовые основания пересчетов. Пока ответа нет.
«Это борьба с последствиями схем, которые раньше считались легальными», — резюмирует юрист, пожелавший остаться анонимным.