Найти в Дзене

Всё про электрокары: статистика, плюсы-минусы, обслуживание и нюансы зарядки

Оглавление

Говорят, что к 2030 году половина продаваемых легковых автомобилей будет с электродвигателем, а к 2040 году легковых машин с ДВС в продаже не останется совсем. Кто-то, конечно, ещё поездит на бензиновых машинах, купленных до 2030 года, но и они будут знать, что следующей их покупкой будет электромобиль.

Так это или нет – покажет время (и экономическая ситуация). А пока предлагаем обсудить плюсы и минусы электрокаров, нюансы их зарядки и обслуживания. На будущее:)

Первый в мире автомобиль был электрическим!

Кажется, что интерес к «электричками» – это тренд XXI века, во многом вызванный экологической повесткой. Но на самом деле электрокары были широко распространены и в прошлом. Они даже появились почти на 50 лет раньше, чем машины с ДВС. Но потом «что-то пошло не так» – в 1910 году 38% автомобилей в США были оснащены электродвигателем, а всего через 10 лет этот показатель упал практически до нуля. В странах Европы в 1901 году чуть больше трети всех европейских автомобилей ездили на электротяге. Но исход мы знаем – из-за развития нефтяной промышленности и гонки за лошадиными силами машины с ДВС победили и следующие сто лет господствовали на дорогах именно они. Аккумуляторы тех времён просто не могли дать такую мощь и запас хода, как бензиновые двигатели, поэтому такое развитие событий было логичным.

-2

Возрождение машин на батареях началось с 1970-х годов после увеличения цен на топливо и ужесточения требований по выбросам в атмосферу. И популярность их продолжает расти.

Электрокар — роскошь или средство передвижения?

Внешне электрокар трудно отличить от обычной машины на топливном ходу. Разница под капотом – в движение электромашина приводится с помощью электродвигателя и тока, поступающего от батареи. Коробки переключения передач нет. Вместо нее — редуктор, который передает крутящий момент от мотора к ведущей оси.

Виды электромобилей

Все электромобили обозначаются как Electric Vehicle (EV) или New Energy Vehicle (NEV). Это их общее название. А вот дальше идет деление на собственно электрокары, которые едут только на электричестве — Battery Electric Vehicle (BEV). Это например, Nissan Leaf, Zeekr 001, Evolute i-PRO, «Москвич 3е» или модели Tesla.

И гибридыHybrid Electric Vehicle (HEV), у которых есть как электромотор, так и ДВС.

Гибриды, в свою очередь, делятся на:

  • PHEV (Plug-in Hybrid Electric Vehicle) — подключаемый гибрид. Чтобы зарядить аккумулятор, его нужно подключить к розетке. Например, Chery Tiggo 7 Pro PHEV, Chevrolet Volt.
  • MHEV (Mild Hybrid Electric Vehicle) — «мягкий» гибрид. В движение приводится бензиновым или дизельным движком. А электромотор работает как вспомогательный. Такие машины не нужно заряжать от розетки. Им достаточно заряда, получаемого при торможении машины. Среди марок это, например, премиум-кроссовер Lynk & Co 09.
  • EREV (Electric Range Extended Vehicle) — гибрид с увеличенным запасом хода, в котором ДВС не связан с колесами, а работает только на подзарядку электромотора. Например, таким сделан Lixiang L9.
  • SEV (Solar Electric Vehicle) — машины на солнечных батарейках. Они могут непрерывно заряжаться во время движения, пока на них падает солнечный свет. Это, например Sion от Sono Motors.

По данным агентства «Автостат» на 1 июля 2024 года в нашей стране насчитывалось 56,2% электромобилей и 43,8% подключаемых гибридов. Это свыше 90 тысяч машин.

-3

Секрет популярности

Электрокары могут похвастаться целым набором преимуществ:

  • Экономия на ремонте. Из-за упрощенной конструкции не нужно тратиться на замену расходников для ДВС.
  • Экономия на заправке. Стоимость электроэнергии в разы ниже, чем топлива. Владельцам частных домов заряжаться можно прямо в своём гараже.
  • Экологичность. Нет вредных топливных выбросов в атмосферу.
  • Отсутствие шума. Электрокары не ревут как машины на ДВС. Что большой плюс для мегаполисов.
  • Безопасность конструкции. Из-за смещенного вниз к батарее центра тяжести электромобили более устойчивы и легки в управлении.
  • Улучшенная динамика. Максимальный крутящий момент достигается за доли секунды.
  • Льготы для владельцев:
  • бесплатные уличные парковки (в Москве, МО, Санкт-Петербурге, Татарстане, Краснодаре, Сочи);
  • бесплатные зарядные терминалы на городских станциях;
  • освобождение от уплаты транспортного налога;
  • субсидирование при покупке электромобиля российского производства.

Сохранятся ли льготы в 2025 году пока неизвестно. Введение пониженной налоговой ставки по транспортному налогу, установление налоговых льгот для владельцев электрокаров находятся в компетенции региональных властей.

-4

Ложка дёгтя

Без нее тоже не обошлось.

Малый запас хода. Без подзарядки далеко не уедешь. У бюджетных моделей расстояние варьируется от 100 до 120 км. У электромашин среднего класса — 200-250 км. К премиальному сегменту, например, Tesla Model S и Jaguar F-Pace, это относится в меньшей степени. Там запас хода — более 500 км на одной зарядке.

Недостаточно развитая сеть ЭЗС. Если на крупных автомагистралях и в мегаполисах электрозаправки уже отвоевали свое место, то в «глубинке» их днем с огнем не сыщешь. А электричество в канистру про запас не зальешь.

Долгая зарядка. Заправить электрокар требуется больше времени, чем обычное авто с топливным баком.

Ускоренный износ батареи при частых быстрых зарядках. Для батареи такая шоковая терапия только во вред. Оптимальным считается соотношение емкости и зарядного тока (С-показатель) 1:1.

Расход заряда батареи от потребителей. Кондиционер и печка снижают заряд батареи и уменьшают запас хода на 20-25%.

Чувствительность к холодам. Замечено, что при 5°С емкость батареи снижается на 20%, при -5°С — на 35–40%, а при -12°С и выше — на 50%.

Высокая стоимость. Пока электрокары в среднем стоят дороже автомобиля с ДВС аналогичного класса.

Трудности при ремонте. Мало спецсервисов и нет квалифицированного персонала, долгое ожидание запчастей и расходников. Хотя согласны с этим не все (см диаграмму ниже).

-5

С 1 января 2025 года появилась еще одна «ложка дегтя», связанная с электромашинами: существенно вырастет размер утилизационного сбора — с 32600 руб. до 667400 руб.! И будет расти ежегодно. Этот сбор уплачивается за машину, произведенную в РФ или привезенную из за рубежа. Платят его производители авто (если он российский) или импортеры. А вот если утильсбор не был оплачен ранее, то такая обязанность ляжет на покупателя.

Нюансы зарядки

Средний срок службы современных батарей для электрокаров – 8-15 лет. На долговечность и работоспособность батареи влияют разные факторы:

  • повышенные механические нагрузки;
  • эксплуатация в экстремальных условиях;
  • резкие перепады температур;
  • технология производства батареи (NMC — никель-марганцево-кобальтовые и LFP — литий-железо-фосфатные. Первые быстрее теряют заряд при снижении температуры и служат 5-10 лет. Вторые более долговечные и стабильные, выдерживают 8-15 лет;
  • наличие системы охлаждения/нагрева (без нее батарея «сядет» быстрее);
  • емкость и мощность мотора (чем больше емкость и меньше мощность, тем срок жизни батареи выше).

Как определить, что ресурс аккумуляторной батареи исчерпан?

Здесь все просто. Можно ориентироваться на дальность хода на одном заряде — если он упал, то батарея «на исходе». Либо при зарядке батареи смотреть на показания зарядных устройств — сколько закачано кВт-ч в электрокар – по этой цифре достаточно легко понять, насколько живая батарея.

Где заряжаться?

Для владельцев «электроконей» есть как станции быстрой зарядки (одно- или трехфазные от 7 кВт), так и ЭЗС медленной зарядки (3 – 6 кВт).

-6

По данным сервиса 2chargers, по состоянию на 2023 год на территории России насчитывалось 4324 зарядных станции для электромобилей. В лидерах по развитию зарядной инфраструктуры шли Московская область (531 локация), Москва (462 локации), Краснодарский край (268 локаций), Санкт-Петербург (213 локаций) и Республика Татарстан (212 локаций).

В 2024 году, несмотря на развивающуюся инфраструктуру ЭЗС, при зарядке автомобиля нередко возникают различные проблемы.
В 2024 году, несмотря на развивающуюся инфраструктуру ЭЗС, при зарядке автомобиля нередко возникают различные проблемы.

А как же масло?

Так как эта статья опубликована в аккаунте бренда смазочных материалов, вопрос вполне ожидаемый. Что с маслом?

Бытует мнение, что в электромобилях масло вовсе не нужно. В чистых электроверсиях — да, моторное масло излишне, т.к. нет деталей, которые необходимо смазывать. Но есть же гибриды! А в них стоит ДВС, которому без моторного масла не обойтись.

При этом условия работы ДВС в электромобиле отличаются от стандартных в топливном авто. А значит и к маслу будут особые требования:

  • Масло для гибридных электрокаров должно иметь особые присадки, которые смогут нейтрализовать частицы топлива и воды, попадающие в масло из-за неполного прогрева двигателя и постоянной работы в режиме старт-стоп, которая возникает при запуске ДВС при необходимости.
  • Масло должно быть синтетическим и иметь хорошие низкотемпературные характеристики, чтобы защитить узлы ДВС от износа при частых «холодных» пусках.

В ассортименте бренда Havens вы всегда найдете моторное масло для гибридов. Ознакомиться с каталогом можно на нашем сайте havenslubricants.ru

Кроме того, независимо от вида электромобиля, не стоит забывать про трансмиссионное масло! Оно необходимо для смазки редуктора, который выполняет роль коробки передач и передает крутящий момент от мотора к ведущей оси.

О том, какое трансмиссионное масло подходит электромобилю, его интервал замены, обязательно будет указано в руководстве по эксплуатации.

Чего ожидать российским любителям электрокаров в 2025?

В 2025 году рынок электрокаров пополнится новыми моделями. Причем как отечественного, так и зарубежного производства.

ATOM

Самая ожидаемая российская модель. Выйдет в формате компактного хэтчбека с емкостью батареи в 77 кВт*ч и запасом хода в районе 500 км. Также планируется модификация для такси и каршеринга.

LADA E-LARGUS

Полностью электрические машины в формате пассажирских универсалов и фургонов с электромотором мощностью 120 кВт (на максималке) или 50 кВт номинальной отдачи.

КРОССОВЕР EXLANTIX ET И СЕДАН EXLANTIX ES

Exlаntix – премиальный дочерний бренд концерна Chery. На российский рынок планируется выход как чисто электрических моделей, так и подключаемых гибридов.

AVATR

Changan официально представит премиальные гибриды и электромобили AVATR: кроссовер AVATR 11, седан AVATR 12, компактный седан AVATR 06 и среднеразмерный паркетник AVATR 07.

Технический прогресс не стоит на месте. Электрокары прочно и надолго вошли в автокультуру. И продолжат покорять мировые авторынки и сердца автовладельцев. А на что больше обращать внимание: на их плюсы или минусы, уже личный выбор каждого.

Материал подготовлен брендом Havens.

Havens – это экспортный бренд одного из самых крупных заводов ОАЭ – Oscar Lubricants. Моторные масла Havens имеют синтетическую основу IV группы — полиальфаолефины (ПАО) и базовые масла премиум-класса aramcoULTRA III группы от крупнейшей нефтедобывающей компании Saudi Aramco. Также тут используются новейшие пакеты присадок от лидеров рынка — Infineum и Lubrizol.

-8

Приобрести моторные масла Havens можно в магазинах и СТО вашего города или на OZON.