Станции Ростокино и Владыкино старой Московской окружной железной дороги (МКЖД) в ходе сооружения МЦК изменили статус: приказом Департамента культурного наследия им был присвоен официальный статус памятника истории и культуры. МЦК таким образом не только упрощает путь между, так сказать, промежуточными районами Москвы - уже не центр, еще не окраина, но и позволяет познакомиться с историческими зданиями, о которых раньше мало кто знал – просто потому что их не было видно
Чтобы получить компенсацию, посадил яблони
«Вишнёвый сад» Чехова помните? Строительство в конце позапрошлого века железной дороги на перегоне от станции Владыкино до станции Ростокино напоминает чеховский сюжет с поправкой на ближайшие окрестности Москвы.
В середине 1890-х годов Владимир Арсеньевич Капустин, последний владелец усадьбы Леоново (в честь этого семейства назван пруд в сегодняшнем Свиблове), прочитал в газетах, что по его земле пройдет железная дорога, и решил увеличить компенсацию за отчуждаемые участки. В срочном порядке купил и посадил около сотни саженцев яблонь и вишен - за сады городская казна выплачивала больше, чем за огороды, пашни и лес. Увы, хитрость не удалась. Рельсы разрезали молодой сад ровно посередине, Капустин долго судился, но компенсация от этого не выросла.
Но стало удобнее добираться до других местностей Московского уезда – равноудаленных от центра - платформа была от Леонова в шаговой, как теперь бы сказали, доступности.
О прибытии проезда извещал колокол
- Сегодня на станции Ростокино сохранилось четыре исторических здания: вокзал, жилой дом для станционных служащих, казарма, где жили путевые рабочие, и туалет, - рассказал Юрий Егоров, координатор движения «Архнадзор», автор книги об истории МКЖД. – Вокзал типовой. Когда дело касается железной дороги, у этого слова нет негативной окраски, ведь задача всех вокзалов одинаковая, точно такие же здания стоят на станциях Угрешская и Лефортово. Внутри был зал ожидания – общий для пассажиров всех трех классов, касса, контора начальника станции и телеграф.
В зале стояли кресла из дуба. На стене висели часы фирмы «Павел Буре» с двумя парами стрелок: чёрные показывали петербургское время, а красные – московское, тогда между ними было 29 минут разницы, приезжая в Москву, петербуржцы переводили часы на полчаса вперед.
О прибытии и отправлении поезда извещал станционный колокол. Его давно сняли, а кронштейн, на котором он крепился, торчит до сих пор.
Жандармы в ГАИ
У железнодорожников всегда действовал круглосуточный график работы, поэтому им выделялось служебное жилье. Начальник станции Ростокино, телеграфисты, сцепщики вагонов и сигналисты жили в двухэтажном доме неподалеку, где позже разместилось ГАИ. В этом же здании с полукруглыми окнами, эркерами и орнаментом под окнами из метлахской плитки, была дежурка сторожа и жандармский пост – чтобы наблюдать за приезжающими и отъезжающими.
Обходчики, стрелочники, путевые рабочие, ремонтники жили в полуказарме - от обычной казармы она отличается в два раза меньшим размером и в плане имеет форму буквы Т - а не Н, как полная. Сегодняшний адрес полуказармы – проспект Мира, 191, стр.1, близко не подойдешь, высокий забор.
Теплые удобства
Назначение небольшого домика рядом с вокзалом - два маленьких окошка на уровне выше человеческого роста, посередине дверь – сомнений не оставляет – это туалет. Отхожее место было отопляемым, внутри сохранилось место, где стояла печь.
До сих пор цело и перекрытие на деревянных распорах. Водопровод и канализация были на всех станциях МКЖД, система действовала автономно - по всей 54-километровой окружности. На некоторых станциях, к примеру, на соседней станции Владыкино, ватер-клозеты были и внутри вокзалов, вход в мужскую комнату был из сеней, в дамскую - из зала ожидания.
Багажное отделение
Станция МКЖД Владыкино строилась рядом с большим селом, поэтому вокзал там решили возводить по индивидуальному проекту. Залов ожидания было два: один для пассажиров I и II классов, второй - с отдельным входом – для III класса, хотя проход на платформу был общим, чистая публика шла через III класс. В глубине здания размещалось багажное отделение.
Стрелочник не виноват
Справа и слева от здания вокзала стоят две двухэтажных башенки с широкими окнами с трех сторон и круговым балконом-галереей.
- Это будки управления стрелками и сигналами. Второй этаж здесь нужен не просто так, а чтобы дежурный мог видеть сразу все станционные пути - что где происходит – и все поезда с вагонами. Большие окна и балкон - чтобы наблюдать за положением стрелок и вовремя заметить приближающийся к станции поезд.
Внутри будки находился аппарат управления стрелками. Пневматики тогда еще не было. Все делала система рычагов со шкивами, которые были соединены со стрелками с помощью длинных стальных тросов. Поворачиваешь шкив, натяжение троса изменяется, передается по системе блоков на нужную стрелку и переводит ее в нужное положение.
Строил ГУМ
Историческим постройкам на станциях Владыкино и Ростокино без малого 110 лет. По указанию императора Николая II их – как и остальные 13 станций МКЖД - строил архитектор Александр Никанорович Померанцев, кстати, автор проекта Верхних торговых рядов - нынешнего ГУМа.
Сложные окна, фигурные кронштейны и ограждения, игра красной кирпичной кладки и белых декоративных деталей – все это модерн с элементами русского стиля. Станционные постройки МКЖД создавались похожими на сказочные терема, это впечатление остается и сегодня.
Когда деревья были большими
Памятником культурного наследия признана и станция Белокаменная - с другой стороны от Ростокина, в Лосином острове. Ее уединенность - здание с двумя пристройками стоит практически в лесу - способствовала тому, что она неоднократно становилась местом действия в художественных фильмах.
В 1961 году Лев Кулиджанов снимал здесь встречу главных героев фильма «Когда деревья были большими», в 1971 – Владимир Роговой эпизод с санитарным поездом в фильме «Офицеры».
Снималась «Белокаменная» и в других фильмах. Одна из причин кинопопулярности - расположение неподалеку – в Ростокине – нескольких общежитий ВГИКа, где учились режиссеры, актеры, художники и директора картин.