Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Татарская деревня, черешня и космос, а еще Касимов, мода и Япония - что Вы читали в этом году

Какой была татарская деревня сто лет назад? На этот вопрос хотели бы ответить многие, но вряд ли мы сумеем представить с точностью все детали прошлого татарского аула. Конечно, историки и краеведы продолжат изучение сотен, тысяч архивных дел и в будущем. И, надеюсь, будут новые книги по истории разных деревень и селений. А вот некоторые из нас просто будут любоваться картинами художника Давида Бурлюка столетней давности и посмотрят на татарские деревни Белебеевского и Уфимского уездов Уфимской губернии его глазами. Тем более статья об этом оказалась самой популярной в этом году. Как татарин придумал черешню имени себя Интересно, что герой этой статьи ученый-агроном Хасан Еникеев тоже был родом из Белебеевского уезда Уфимской губернии. Когда в годы Первой мировой войны Давид Бурлюк писал свои картины в тех краях, ему было 5-7 лет. Всю жизнь он посвятил изучению садовых культур и их адаптации на средней полосе нашей страны: черешни, вишни, яблоки... Потомок татарских дворян из деревн
Оглавление

Не знаю как Вам, а для меня 2024-й пролетел очень быстро. По нашей доброй традиции в конце года подвожу некоторые итоги. Это продолжается вот уже пятый год: так было в 2020-м, 2021-м, 2022-м, 2023-м и вот теперь и 2024-й год. Мне всегда интересно посмотреть, какие именно статьи Вы читали больше всего в течение года. Это позволяет с некоторой светлой грустью и теплотой вспомнить и дни уходящего календарного промежутка и получить вдохновение на будущее. Ведь без Вас и Вашего постоянного интереса не было бы и канала. Итак, наш собственный рейтинг - топ-10 статей 2024 года:

1 место

Какой была татарская деревня сто лет назад?

На этот вопрос хотели бы ответить многие, но вряд ли мы сумеем представить с точностью все детали прошлого татарского аула. Конечно, историки и краеведы продолжат изучение сотен, тысяч архивных дел и в будущем. И, надеюсь, будут новые книги по истории разных деревень и селений. А вот некоторые из нас просто будут любоваться картинами художника Давида Бурлюка столетней давности и посмотрят на татарские деревни Белебеевского и Уфимского уездов Уфимской губернии его глазами. Тем более статья об этом оказалась самой популярной в этом году.

Голова татарского мальчика. 1917 год. Художник Давид Бурлюк.
Голова татарского мальчика. 1917 год. Художник Давид Бурлюк.

2 место

Как татарин придумал черешню имени себя

Интересно, что герой этой статьи ученый-агроном Хасан Еникеев тоже был родом из Белебеевского уезда Уфимской губернии. Когда в годы Первой мировой войны Давид Бурлюк писал свои картины в тех краях, ему было 5-7 лет. Всю жизнь он посвятил изучению садовых культур и их адаптации на средней полосе нашей страны: черешни, вишни, яблоки... Потомок татарских дворян из деревни Новое Каргала (совр. Благоварский район Республики Башкортостан) превратил в цветущий сад свою родную землю. А черешню именем себя он, конечно, не называл. Это за него сделали его ученики, в память о своем учителе.

3 место

Aitoff projection или почему в России не знают об этом татарине?

Еще один сын татарского дворянина из Оренбургской губернии - Давид Аитов еще в начале ХХ века обосновался во Франции. В студенческие годы - 1870-е - он был вовлечен в движение народовольцев, но позднее отошел от революционных идей. Он считался хорошим специалистом в области картографии. За границей, например, пользуются Aitoff projection (проекцией Аитова). В СССР его метод построения карт Земли была известна как модифицированная азимутальная проекция. Вероятно, не стали упоминать имя эмигранта. Труды Аитова актуальны и сегодня. В частности, они используются при исследованиях космоса современными астрофизиками.

4 место

Мода по-татарски: как одевались татарские женщины в царское время?

Неожиданным был интерес к теме татарской моды царской эпохи. Может быть, это объясняется тем, что миниатюрные калфаки, татарский орнамент в одежде и всевозможные украшения с этническими мотивами - снова актуальны в жизни современных татар. Очень много сейчас татарских дизайнеров, которые создают свой уникальный мир. А мы в свою очередь продолжим рассказывать Вам о том, как выглядели татары прошлого. Ведь, как говорится в татарской пословице, дерево украшают листья, а человека - одежда.

Уфимские татарки. Начало ХХ века. Фото из личной коллекции Низами Ибраимова.
Уфимские татарки. Начало ХХ века. Фото из личной коллекции Низами Ибраимова.

5 место

Касимов: продолжение, которое вряд ли вам понравится

Также в этом году на этом канале было несколько публикаций об истории уездного города Касимов Рязанской губернии. Спасибо доктору исторических наук, академику АН РТ Радику Салихову за предоставленный материал. Он рассказывает о мусульманской общине города в 19 веке, о многочисленных промышленных предприятиях, принадлежавших татарским купцам Кастровым, Вергазовым, Мусяевым и другим. К сожалению, в советские годы касимовские татары оказались в центре ассимиляционных процессов и во многом утратили свою культурную самобытность. Это объяснялось и тем, что многие татары Касимова еще на рубеже 19-20 веков за поиском лучшей жизни уезжали в столичные города, вроде Москвы и Петербурга.

6 место

Татары в Японии: по материалам газеты«Милли байрак»

В публикации молодой исследовательницы Ляйсан Гибадуллиной вы могли ознакомиться с жизнью татар-эмигрантов 1930-1940-х годов, оказавшихся после Гражданской войны на территории Китая, Кореи и Японии. Они издавали татарскую газету "Милли байрак", данное периодическое издание объединяло татарские общины из разных уголков Дальнего Востока и создавало некоторое время ощущение одного культурного пространства. Основной архив газеты сохранился в семье Магиры Аги, дочери Мухаммедши Агиева, выходца из Пензенской губернии.

7 место

"Минникамал" или история деревенской татарки, ставшая книгой

Статья доктора исторических наук Альфии Галлямовой знакомит с историей Минлекамал Сулеймановой, прототипа героини пьесы Мирсая Амира «Минникамал». Эта женщина, многодетная мать, в годы Великой Отечественной войны была председателем колхоза в поселке Холодная поляна Альметьевского района. Кстати, именно возглавляемое ею аграрное предприятие заняло первое место в Татарской АССР по сдаче хлеба государству и помощи фронту.

8 место

"Женский вопрос" по-татарски или спасибо мужчинам

Вряд ли татарские женщины начала ХХ века мечтали о судьбе Минлекамал. Но именно стремление к эмансипации тех лет изменила традиционные женские роли. Например, «узкая домашняя жизнь с заботами о хозяйстве, о воспитании детей, посвященная исключительно интересам замкнутой семьи — меня не удовлетворяла», - писала о себе супруга казанского купца Фатиха Аитова. Были и другие примеры. В этой статье мы разбирались с "женским вопросом" (борьба за равноправие) в татарской среде в начале ХХ в., о роли мужчин в этих процессах и отвечали на вопрос: кто был прав, а кто виноват.

9 место

Мещерский городок или Касимов: из истории татар Центральной России

Это начало упомянутой выше статьи Р.Р. Салихова о мусульманской общине Касимова Рязанской губернии. Здесь он рассказывает о начальном этапе формирования махалли. Стоит отметить, что статья была написана еще в 2006 году и автор является пионером данной темы, он показал на архивных материалах историю этого татарского места, тем самым вдохновил и других исследователей.

10 место

«Я женился здесь. Жена – юная, радостная у меня. Татарка. Актриса»

Еще в конце 2023 году я начинала серию статей о жизни татарского поэта Сагита Сунчелея. В начале 1920-х годов он жил в Крыму и работал в системе Наркомата национальностей. Он видел все трудности жизни татарского населения и пытался как-то повлиять на ситуацию. В данной публикации можно увидеть Крымский полуостров глазами не только татарского поэта, но и советского служащего. Есть тут место и его повседневным заботам, и служебным интригам. Как и у многих татарских деятелей начала ХХ века, судьба С.Сунчелея трагична - последние дни своей жизни он провел в Соловках.

****

Конечно, было и много других статей, по разным причинам не набравших нужного количества дочитываний. Это, наверное, связано и с алгоритмами самого Дзена. Например, чуть-чуть не хватила для попадания в рейтинг статьям о татарах Ставрополья, о Белой мечети в Казани, на минарете которой в 2024 году после долгой реставрации, наконец, появился полумесяц. А а еще в этом году вы читали воспоминания советского историка Хайри Гимади, узнали об авторе первого татарского романа Мусе Акъегетзаде. Были статьи и на другие темы, у них, я надеюсь, тоже есть свои читатели. А может быть они найдутся в будущем году.

Спасибо, что были с нами в этом году! Здоровья и счастья всем!

Топ-10 статей 2024 года:

Рейтинги предыдущих лет: