Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова
Подписаться

Мещерский городок или Касимов: из истории татар Центральной России

Оглавление

Одним из выдающихся мусульманских духовных центров России на протяжении нескольких столетий являлся город Касимов Рязанской губернии. Основанный в 1152 году великим князем Суздальским Юрием Долгоруким и первоначально именовавшийся Городцом или Мещерским городком, он, впоследствии, получил новое название от имени казанского царевича Касима, перешедшего в середине 15 века на службу русскому государству.

Именно этот видный татарский государственный деятель стал в 1467 году строителем первой мечети в городе, объединившей в свою общину всю татарскую знать ханства во главе с высшим мусульманским духовенством.

Та самая Ханская мечеть: от 15 века уцелел лишь минарет. Само здание мечети было разрушено в начале 18 века по приказу Петра Первого, однако в том же столетии здание восстановили уже по приказу Екатерины Второй. Фото: https://putidorogi-nn.ru/
Та самая Ханская мечеть: от 15 века уцелел лишь минарет. Само здание мечети было разрушено в начале 18 века по приказу Петра Первого, однако в том же столетии здание восстановили уже по приказу Екатерины Второй. Фото: https://putidorogi-nn.ru/

В период существования Касимовского ханства эта мечеть являлась центром духовной и общественной жизни местного татарского населения. Известно, например, что в ее помещении происходили церемонии восхождения ханов на престол. В частности, в литературе имеется довольно подробное описание торжественного вступления на царствие Ураз-Мухаммеда, прошедшее 12 июля 1600 года.

Судя по источникам, главный духовным лицом Касимовского ханства и, соответственно, настоятелем мечети являлся сеид - потомок Пророка Мухаммеда, который пользовался огромным уважением среди мусульман и обладал фактически равными правами с правителем государства. В Касимове традиционно эту миссию выполняли представители династии сеидов Шакуловых. Так, в 1587 году высшим религиозным деятелем здесь являлся Кашки сеид бин Бурхан, в 1600 году его сын Буляк сеид бин Кашки, читавший специально хутбу в честь нового хана Ураз-Мухаммеда.

Упадок религиозной жизни и обветшание ханской мечети в Касимове начались после упразднения ханства в 1681 году и продолжались в течение первой половины 18 столетия, в период агрессивной миссионерской политики государства. По некоторым сведениям мечеть и ее минарет пострадали от рук самого Петра I, обстрелявшего их из пушки, когда он проезжал через город во время одного из своих походов.

Возрождение святыни произошло лишь в эпоху веротерпимости, провозглашенной Екатериной II. Своим именным указом от 18 февраля 1768 года она удовлетворила прошение мурзы Ибрагима Чанышева и Бурхая сеида Шакулова, разрешив мусульманам построить вместо разрушившейся новую мечеть. Таким образом в течение нескольких лет благодаря стараниям Шакуловых, Чанышевых, Максютовых, Давлеткильдеевых и других знатных семейств город было возведено одноэтажное здание храма и отремонтирован древний минарет.

Фото: https://travelvesti.ru
Фото: https://travelvesti.ru

Вообще на протяжении 18-19 века представители фамилии Шакуловых, имея высокий авторитет как потомки Пророка Мухаммеда и правителей Касимовского ханства, продолжали доминировать в жизни мусульманского сообщества города. Этому способствовала их активная и успешная коммерческая деятельность. В 1832 году одними из первых среди татар они получили звание потомственных почетных граждан.

Установленное Манифестом Николая I от 10 апреля 1832 года, оно давало купечеству дополнительное преимущество: пожизненное и наследственное освобождение от подушного оклада, рекрутской повинности и телесного наказания. Приобретать потомственное почетное гражданство могли те, кто получал звание "мануфактур" или "коммерции советника", награждался государственным орденом, состоял в 1-й гильдии- 10 или во 2-й гильдии - 20 лет.

Таким образом, древний татарский род, благодаря умелому предпринимательству, еще раз, уже на официальном уровне подтвердил свое особое социальное положение, позволявшее ему оказывать серьезное влияние на единоверцев.

Правда, в силу исторических обстоятельств, Шакуловы постепенно отошли от проповеднической и богословской практики. Теперь их традиционным делом являлось кожевенное производство, причем особых успехов на этом поприще добился купец 2-й гильдии Хамза Салихович Шакулов, имевший предприятие с оборотом в 140 000 рублей. Он также стал строителем большого лавочного корпуса, где арендовали помещения крупные торговцы города. Подобно своему прадеду Биктемиру и отцу Салиху, надстроившему в начале XIX века второй этаж над ханской мечетью, Хамза Шакулов долгое время оставался попечителем знаменитого прихода. Не случайно, что именно в этот период здесь служили проповедниками яркие богословы, осуществлявшие разностороннюю общественную и преподавательскую деятельность.

еще один мусульманский памятник ханского Касимова, находился тоже в первой махалля
еще один мусульманский памятник ханского Касимова, находился тоже в первой махалля

Одним из первых, известных нам, указных имамов касимовской махалли являлся уроженец деревни Бостаново Елатомского уезда Тамбовской губернии Абдулвахит Исмагилович Давлекамов, получивший должность хатиба и мударриса в 1800 году. Заручившись поддержкой богатых прихожан, главным образом, купцов Шакуловых, Максудовых и Давлекильдеевых, он в 1808 году учредил в Касимове большое медресе, в скором времени превратившееся в крупнейшее мусульманское учебное заведение центральной России. Определяющую роль в его развитии сыграл сын имама Фазлулла Абдулвахитович Давлекамов, избранный вторым муллой Ханской мечети 19 октября 1827 года. Этот, безусловно, талантливый педагог с успехом продолжил дело своего отца, разместив бурно развивающееся училище в собственном доме и выделяя на его содержание собственные средства.

Само медресе в 1847 году состояло из трех отделений. В начальной школе обучались 27 шакирдов. В средней было 23 ученика. Наконец, в высшей ступени изучали историю ислама, историю пророков, толкование Корана, географию и другие науки лишь 6 человек. Всего, по признанию самого мударриса, за 20 лет своей работы он обучил более 1000 молодых мусульман Московской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний.

Главной целью имама, по его словам было: "обучение полезным наукам юношества, которые остались бы без просвещения и познания необходимого для человечества, в отношении религии и благонравной жизни, но закосневали бы в невежестве и безнравственности, без ясного познания Всевышнего Творца, Вселенной, его творений и самих себя; но ныне они, имея о том понятие, их, внушают другим...". За все эти заслуги Фазлулла хазрат удостоился звания ахуна и серебряной медали с надписью "За усердие" на Аннинской ленте.
Дорога к Ханской мечети и Татарской слободе. Касимов, начало ХХ в. Фото: https://russiainphoto.ru
Дорога к Ханской мечети и Татарской слободе. Касимов, начало ХХ в. Фото: https://russiainphoto.ru

Постепенно Давлекамовы, прочно утвердившись в приходе и безраздельно властвуя в медресе, вступили в определенную конкуренцию с Шакуловыми, которые не желая уступать свои прежние монопольные позиции, способствовали утверждению в 1850 году на должности муэдзина мечети, бывшего муллы из д. Акашево Краснослободского уезда Пензенской губернии мурзу Тухватуллу Курамшевича Агеева, а после смерти в 1855 году Абдулвахита Давлекамова, провести его на освободившееся место имам-хатиба. Однако влиятельному духовенству мечети удалось осуществить, казалось бы, невозможное: Тухватулла Агеев, имевший на руках соответствующие приговор, неожиданно отказался от должности муллы. Поэтому новым муллой махалли стал 8 июля 1857 года брат Фазлуллы хазрата Изатулла Давлекамов. Впрочем, уже после кончины первого из них в 1866 году, Т.Агеев все же получил указ на исполнение обязанностей второго муллы мечети.

Изатулла Абдулвахитович Давлекамов, с успехом продолжая духовно-педагогические традиции своего отца и брата, безусловно, являлся яркой, неординарной личностью, убежденным и бесстрашным защитником религиозных и гражданских прав мусульманского населения. Уже, будучи старшим ахуном мечети г. Касимова, он 5 августа 1876 года направил рапорт на имя муфтия с просьбой о ходатайстве перед правительством об освобождении мусульман от участия в работе суда по пятницам. По этому поводу он писал следующее:

"Рязанский окружной суд по уголовному отделению открывает заседания в г. Касимове раза два и три в течение года, которые продолжаются каждый раз дней по десять и более, и в это время призываются на суд лица мухаммеданского вероисповедания как в качестве присяжных заседателей, так и в качестве свидетелей. В русские праздничные дни и табельные праздники заседаний окружного суда не бывает, на основании этого и на основании правил Алкорана я ходатайствовал пред Рязанский окружным судом, чтобы лица магометанского вероисповедания не были призываемы на суд по пятницам, как равными русским каждонедельным праздникам "воскресеньям" и указывал на статьи Алкорана".

Далее ахун сообщал, что его ходатайство было оставлено судом без последствий т.к. представители окружного суда заявили об отсутствии закона, запрещающего мусульманам посещать заседания по пятницам. Кроме того, они заявили богослову, что в шариате также не имеется таких указаний, полностью проигнорировав ссылки имама на соответствующие суры Корана. Очевидно, что жалоба И.А. Давлекамова была обусловлена общей атмосферой второй половины 19 века, когда повсеместно в мусульманских общинах империи росло возмущение государственной политикой по отношению к системе образования и институту исламского духовенства. Безусловно, и то, что ходатайство ахуна было поддержано большинством его прихожан, являвшихся крупными предпринимателями, представителями старинных дворянских династий, все громче и громче заявлявших о правах своих единоверцев.

После смерти имама все духовные должности в мечети стали занимать его сыновья. В 1870 году, на месте умершего Т.Агеева был избран Хасан Изатуллович Давлекамов (1847-1902), в 1878 году должность имам-хатиба и мударриса получил младший сын Мухамедвали Изатуллович Давлекамов (1852-?), удостоившийся в 1884 году звания ахуна. Последним дореволюционным муллой Ханской мечети стал Фатхиддин Хасанович Давлекамов, получивший указ 19 июля 1903 года.

Публикация подготовлена по статье:

Р.Р. Салихов. "Из истории мусульманских приходов города Касимова" (2006 г.)

продолжение следует...