- История первого прихода города Касимова второй половины 19 - начала 20 века отражает объективные процессы, характерные для развития общественной жизни мусульман России пореформенного периода. Это, в первую очередь, вызванная капиталистическими реформами, смена предпринимательских элит, реформа традиционной благотворительной деятельности и преобразования в сфере конфессионального просвещения.
- Публикация подготовлена по статье:
- Р.Р. Салихов "Из истории мусульманских приходов города Касимова" (2006 г.).
История первого прихода города Касимова второй половины 19 - начала 20 века отражает объективные процессы, характерные для развития общественной жизни мусульман России пореформенного периода. Это, в первую очередь, вызванная капиталистическими реформами, смена предпринимательских элит, реформа традиционной благотворительной деятельности и преобразования в сфере конфессионального просвещения.
В конце 19 века ведущее положение в махалле начали занимать не представители старинных династий, а выходцы из крестьян, сумевшие, благодаря активной коммерческой деятельности, сколотить огромные состояния. Среди них был крестьянин Мурсалим Кастров, причисленный в купечество в 1840-х годах и занимавшийся изготовлением овчинных тулупов. Богатство семьи, впоследствии, значительно приумножил купец 2-й гильдии Сайфулла Мурсалимович Кастров, содержавший мерлушечное предприятие с 10 котлами, где 16 рабочих выделывали 65 000 мерлушек (мерлушка - это мех из шкурки ягненка - прим. ред.) в год. Практически одновременно с ним возникло аналогичное заведение А.М. Ишимбаева.
Вообще на всех заводах касимовских предпринимателей в тот период вырабатывалось и красилось 120 000 бухарских и киргизских мерлушек, покупавшихся, в основном, у татарского купечества Оренбурга и Астрахани.
В начале ХХ века развитие данной отрасли приобрело серьезный размах. В Касимове, например, существовала меховая фабрика Хабибуллы Бахтияровича Мусяева с 60 рабочими и ежегодной выработкой продукции на 50 000 рублей, предприятия Х.Х. Танеева, М.В. Девишева, Торгового дома братьев Вергазовых и других.
В 1913 году один только мерлушечный завод А.Х. Кастрова производил 150 000 мерлушек в год. Всего в Касимовском уезде действовало 9 крупных меховых заведений татарских предпринимателей с общим оборотом в 3 640 000 рублей.
Кастровы, выделявшиеся солидным капиталом, общественной активностью и родственными связями с крупной татарской буржуазией России: Апанаевыми, Акчуриными, Хусаиновыми и другими, полностью взяли на себя все заботы о приходе Ханской мечети Касимова.
Несмотря на тяжелые социально-политические условия, активную деятельность Касимовской противомагометанской миссии во главе с известным миссионером В.В. Доронкиным, предпринимателям удалось провести некоторые реформы в приходском медресе. В частности, на свои средства они направляли молодых мугаллимов в крупные джадидские (новометодные) учебные центры Казани, Оренбурга и Крыма для обучения передовым методам преподавания, предоставляли отдельное здание для училища, субсидировали покупку книг и учебных пособий.
Несмотря на все старания Кастровых в деле новометодного просвещения, нужно отметить, что серьезные ортодоксальные традиции касимовской богословской школы, охранительная позиция семьи Давликамовых не позволили превратить это учебное заведение в медресе нового типа, подобное "Мухаммадии" в Казани или "Хусаинии" в Оренбурге. Эту роль в какой-то мере в этот период в Касимовском уезде выполняло медресе деревни Яубаш известного муллы-джадида Мухаметгарифа Биктемирова.
В начале ХХ века в Касимове наблюдался значительный рост мусульманского населения. Так, если в 1870 году в махалле было зафиксировано 206 мужчин, то в 1902 году тут насчитывалось 1365 человек. Такое резкий рост количества населения объяснялось еще тем, что к Ханской мечети были приписаны мусульмане соседних деревень Баишево, Ташенка, Сафоново, Шильшали, Поляны, Кучуково, Дубинки. Таким образом перед мусульманами города остро назрел вопрос создания второго прихода и строительства еще одной мечети.
Новая махалля была утверждена документом Рязанского губернского правления от 15 октября 1907 года. В нее вошли 220 душ мужского и 225 душ женского пола. Финансировал возведение второй соборной мечети касимовский купец Нигматулла Ибрагимович Дуймакаев. Её имамом и муэдзином 6 октября 1907 года была утвержден Фаттахутдин Садретдинович Баширов (1871- ?).
В 1999 году эта мечеть, восстановленная после многолетнего запустения вновь открыла свои двери для верующих. К сожалению, историческое здание Ханской мечети, где ныне размещается краеведческий музей, так и не было передано мусульманской общине Касимова. Между тем, данный духовный комплекс, включающий в себя молельное здание второй половины 18 века, минарет 15 века и усыпальницу хана Шах-Али 16 века, является не только уникальным архитектурным достоянием России, но и представляет собой бесценный образец татарского и мусульманского культурного наследия.
Р.S. Касимовские татары за годы советской власти испытали сильное воздействие ассимиляционных процессов, которые привели к фактическому исчезновению их древней и самобытной культуры.
Начало статьи см. здесь