Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Какой была татарская деревня сто лет назад? А вот, что увидел там русский художник

Сегодня модным стало раскрашивание старых черно-белых фотографий. Вроде бы, получаются фотографии в цвете. Но мы все равно не сумеем точно передать краски того времени, т.к. не знаем наверняка какого цвета была та или иная вещь. Все очень приблизительно и условно в этих отретушированных фотографиях. Другое дело картины, написанные еще в те далекие времена. Пожалуй, только глаза художника могут передать истинные цвета и трудно уловимое дыхание эпохи. В этом смысле очень повезло татарским деревням Белебеевского уезда Уфимской губернии. В годы Первой мировой войны там оказался художник-футурист Давид Бурлюк (1882-1967). Позднее он эмигрирует в США. Годы Великой войны он пережил недалеко от станции Иглино и, как настоящий мастер живописи, не переставал творить. Кстати, в волостном селе Буздяк Белебеевского уезда Уфимской губернии проживала мама художника. Поселение Буздяк (на самом деле Табанлыкуль) было известно еще с 18 века. Кроме нынешнего Буздяка (разросшегося к началу 20 века бл

Сегодня модным стало раскрашивание старых черно-белых фотографий. Вроде бы, получаются фотографии в цвете. Но мы все равно не сумеем точно передать краски того времени, т.к. не знаем наверняка какого цвета была та или иная вещь. Все очень приблизительно и условно в этих отретушированных фотографиях.

Другое дело картины, написанные еще в те далекие времена. Пожалуй, только глаза художника могут передать истинные цвета и трудно уловимое дыхание эпохи. В этом смысле очень повезло татарским деревням Белебеевского уезда Уфимской губернии.

В годы Первой мировой войны там оказался художник-футурист Давид Бурлюк (1882-1967). Позднее он эмигрирует в США. Годы Великой войны он пережил недалеко от станции Иглино и, как настоящий мастер живописи, не переставал творить. Кстати, в волостном селе Буздяк Белебеевского уезда Уфимской губернии проживала мама художника.

Поселение Буздяк (на самом деле Табанлыкуль) было известно еще с 18 века. Кроме нынешнего Буздяка (разросшегося к началу 20 века благодаря железной дороге) есть еще и Старый Буздяк. Среди первых жителей и первого, и второго Буздяка были и служилые, и ясашные татары.

Давид Бурлюк писал окружающие его лица женщин и детей (многие мужчины-то, особенно сельские, тогда были на войне), скромные сельские пейзажи и удивительные зеленые минареты татарских мечетей.

Д.Бурлюк. Татарская деревня. 1915-1918 гг.
Д.Бурлюк. Татарская деревня. 1915-1918 гг.

А эту картину, наверное, узнают многие. Так как она некогда украшала обложку данного канала, а потом перебралась на обложку другого, дружественного канала History by Инородец.

Д.Бурлюк. Зеленый минарет. 1915-1918 гг.
Д.Бурлюк. Зеленый минарет. 1915-1918 гг.

В некоторых работах Давида Бурлюка, конечно, можно заметить некоторую экзотизацию татар заезжим художником, сторонним наблюдателем. Их он передает на своих полотнах яркими красками.

Напоминает другого художника. Совсем как французский его коллега - Поль Гоген (1848-1903), когда он писал своих гаитянок. Например, вот несколько работ в таком стиле:

Д.Бурлюк. Голова татарки. 1917 г.
Д.Бурлюк. Голова татарки. 1917 г.

Д.Бурлюк. У плетня. 1917 г.
Д.Бурлюк. У плетня. 1917 г.
Д.Бурлюк. Две татарки. 1915-1918 гг.
Д.Бурлюк. Две татарки. 1915-1918 гг.

Впрочем есть и работы в другом стиле, где нет особого "этнографичного" буйства красок. Приглушенные тона, очень много темных оттенков. Обычные будни, обычные сельские татары. Шла война и время было довольно мрачным, но дети были прекрасными во все времена. К сожалению, этим детям выпала жизнь в эпоху двух мировых войн, да еще Гражданской.

Обратите внимание, что у татарского мальчика из Белебеевского уезда на голове не привычный каляпуш (тюбетейка), а картуз. Такой головной убор носили и ученики русских учебных заведений (например, гимназий) того времени, и он свидетельствовал о более тесных культурных контактах местных татар с русским населением. И это совсем не удивительно.

В Уфимской губернии проживало немало татарских дворян (бывших служилых татар), поэтому такое влияние, в том числе в одежде, было привычным в этой среде.

Терегуловы, Еникеевы, Чанышевы, Девлеткильдеевы, Сыртлановы, Кудашевы и многие другие были родом из этих краев.

Д.Бурлюк. Мальчик и девочка. 1917 г.
Д.Бурлюк. Мальчик и девочка. 1917 г.

Д.Бурлюк. Татарки, мать и дочь. 1915 г.
Д.Бурлюк. Татарки, мать и дочь. 1915 г.

Д.Бурлюк. Голова татарского мальчика. 1917 г.
Д.Бурлюк. Голова татарского мальчика. 1917 г.

Несмотря на всю стилизацию и его "другой" взгляд, спасибо Давиду Бурлюку за его "татарские" картины.