Найти тему
Лилия Габдрафикова

Белая мечеть в Казани: реликвия, сосед-сектант и ученик Баруди

Оглавление

На прошлой неделе в Казани случилось грандиозное событие, которое многими осталось незамеченным. Отреставрировали, наконец, последнюю историческую мечеть города (спасибо, что не снесли). Этому памятнику больше 200 лет, а махалля вообще образовалась 270 лет назад, т.е. еще во времена правления дочери Петра Первого - Елизаветы. Тогда в Поволжье были жуткие времена: разоряли оставшиеся мечети (особенно старался Лука Конашевич), усилилась в том числе из-за этого миграция татар в Приуралье... Ново-Татарская слобода Казани и Белая мечеть в ней тоже были следствием череды этих событий.

Установка полумесяца на минарет Белой мечети. Сентябрь, 2024. Фото: Татар-информ, Салават Камалетдинов.
Установка полумесяца на минарет Белой мечети. Сентябрь, 2024. Фото: Татар-информ, Салават Камалетдинов.

Итак, Белая мечеть. В 19 веке её знали еще и как "Большую Каменную" и 11-ю соборную мечеть города Казани. Но каменной она стала не сразу. Сначала была почти пятидесятилетняя история мусульманского прихода, где татары собирались в небольшой деревянной мечети. Эти люди были переселенцами из Старо-Татарской слободы. А мечеть тогда называлась Первой мечетью (для Ново-Татарской слободы) или же мечеть Ишкая-муллы.

Записки о махалле Ишкая-муллы оставил известный татарский историк Шигабутдин Марджани. Он же отмечал, что прихожане мечети сумели сохранить рукописную книгу первой половины XVIII века "Гимадель Ислам", применявшуюся для изучения молитв.

Ново-Татарская слобода (современные улицы Меховщиков, Девятаева, К.Якуба, Кызыл Татарстан) в конце 18 столетия стала местом притяжения и для переселенцев из различных татарских деревень. Жизнь здесь была дешевле, а открывшиеся вскоре мыловаренные, кожевенные заводы и кумачные фабрики нуждались в рабочей силе. Вот и переселялись замученные малоземельем крестьяне из Заказанья и других ближайших мест в Казань, сменив работу на поле на мелкую торговлю (поначалу даже старьём) или на труд фабрично-заводских рабочих, с огромными чанами и жуткими запахами (представьте, кожевенные промыслы или варение мыла из жира)

В 1801 году купец Габдрахим бин Валид бин Мусалим бин Мамяшь аль-Урнашбаши (выходец из деревни Урнашбаш Казанского уезда) более известный как Ракый-бай, построил на месте деревянной мечети новое кирпичное здание. Мечеть серьезно отличалась от предыдущего скромного храма, поэтому в народе её стали называть "Большой каменной" мечетью. Именно это здание и служило прихожанам почти 130 лет.

Белая мечеть в царские времена
Белая мечеть в царские времена
Мечеть была проявлением авторитета не только духовного лидера (имама), но и его попечителя (купца). Поэтому именно последний регулировал выбор муллы, приглашал на свой приход нужных имамов. Конечно, чем богаче и амбициозным был предприниматель, тем респектабельнее было и духовенство его махалли.

В Белой мечети муллами служили разные люди. Но выделялась династия Мамяшей. Махмут бин Мухаметэмин Мамяш (сын) основал в приходе медресе, занимался и научными изысканиями. Был муллой этого прихода и его сын - Габдельгафур бин Махмут. Конечно, в первой половине 19 века считалось особенно почетным, чтобы у муллы было бухарское образование. Не отставал от этого тренда и приход Белой мечети. Таковым стал Абубакир Юсупов, уроженец деревни Зиябаш (Симбирская губ.). В Бухаре он учился в медресе Ниязколыя Туркмени.

Позднее неплохое образование можно было получить и в медресе Поволжья. Например, зять Габдельгафура-хазрата, тоже ставший имамом этой махалли - Хуснутдин Гумер улы Сеитов учился в деревне Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии. Хуснутдин-хазрат родился в д.Студеный Ключ Казанского уезда. Кстати, такие учебно-служебные перемещения по Волго-Уральскому региону и корпоративные браки в рамках одного сообщества были характерным явлением того времени. По фамилии хазрата медресе Белой мечети тогда называли Сеитовским.

Белая мечеть до реставрации. Фото 2019 года. okn.tatarstan.ru
Белая мечеть до реставрации. Фото 2019 года. okn.tatarstan.ru

Именно в период служения Хуснутдина Сеитова, в конце 19 века, рядом с мечетью поселились очень подозрительные соседи. В 1872 году земельный участок рядом приобрел Багаутдин Хамзин-Ваисов, а чуть позже выстроил там большой двухэтажный деревянный дом. Но это был не просто дом, а "штаб" его секты или так называемого "божьего полка". Последователи этого учения подчеркивали свою отчужденность, изоляцию от обычного мира. Отрицательно они относились и к официальному мусульманскому духовенству, и с чиновниками старались не контактировать. В этом смысле они напоминали староверов.

Как мог отнестись к такому учению и его лидеру Хуснутдин-хазрат? Конечно, он был совершенно не рад этому соседству. И, видимо, их непростые взаимоотношения длились очень долго. Остальные жители махалли тоже были настроены против "божьего полка".

В конце концов, спустя 12 лет после покупки участка, в 1884 году полиции удалось ворваться в дом Ваисова при помощи местных жителей. Багаутдина Ваисова, впоследствии, поместили в психиатрическую лечебницу, а последователей его разогнали.

И даже дом Б. Ваисова люди разобрали вплоть до последнего бревна. Мулла Хуснутдин Сеитов сыграл, безусловно, ключевую роль в ликвидации своего соседа-оппонента.

-4

В истории Белой мечети начало ХХ века связано с именем другого муллы. Кашшафутдин Киямутдин улы Тарджиманов (Кашшаф Тарджемани) родился в 1877 году в семье муллы д. Ямкино Спасского уезда Казанской губернии (совр. Алексеевский район РТ). Приехал в Казань учиться в медресе знаменитого Галимджана-хазрата Баруди ("Мухаммадия"). Впоследствии талантливый ученик Баруди сам начал преподавать в медресе Белой (11-й соборной) мечети и своими новаторским подходом завоевал доверие учащихся. В 1910 году его занятия посещали 60 человек, в 1913 - 70. Неплохо для пролетарской махалли. Медресе состояло из 3 классов.

После революции, в 1918 году Кашшаф Тарджемани уехал из Казани в Уфу. Он был избран казыем Центрального духовного управления мусульман (бывшей ОМДС). Несмотря на атеистические установки новой власти, Кашшаф-хазрат пытался жить в привычных мировоззренческих координатах (он участвовал в издании журнала "Ислам маджалласы", проводил съезды мухтасибов, советским мусульманам разрешили хадж и т.д., и т.п.). После смерти в 1936 году муфтия Ризаэтдина Фахретдина, он фактически выполнял его обязанности. Но в том же году его арестовали и приговорили к 10 годам заключения. Разные источники сообщают разные даты его смерти: и 1937, и 1940, и 1943.

Кашшафутдин Тарджемани (второй слева).
Кашшафутдин Тарджемани (второй слева).

После отъезда К.Тарджемани мусульманский приход Белой мечети возглавил его родной брат - Ахкам (Афтах) Тарзиманов (Тарджеманов). Имамом он служил до апреля 1929 года, вплоть до закрытия мечети.

Необходимо отметить, что в Белой мечети была и своя династия муэдзинов (а ведь красивый азан, призыв к молитве - это важная деталь мусульманской повседневности). Из поколения в поколение азан в Белой мечети читали Мухамедвафа Исхакович Ибрагимов (двадцать лет был муэдзином с 1872 по 1892-й год), его сын Ахметзян (с 1893-го по 1910-й). Последний служитель Ш.А. Ибрагимов, избранный на должность муэдзина в 1910 года, уже в 1921 году был переведен на аналогичную должность муэдзина Султановской мечети Казани.

Спустя почти столетие - 95 лет, если быть точнее - у бывшей Первой, а также 11-й соборной, Большой каменной, Белой мечети снова есть минарет с полумесяцем. А значит над Ново-Татарской слободой снова будет звучать азан. Аллага шокер.

В подготовке публикации использованы результаты исследований доктора исторических наук, академика АН РТ Радика Римовича Салихова. Автор благодарит ученого за содействие.