Наверное, мало, кто знает ответа на этот вопрос (ну, за исключением выпускников татфака). Вообще, роман свидетельствует о зрелости отдельного этнического сообщества, о формировании национального самосознания, и о коллективных размышлениях по поводу путей развития нации. Это уже не просто эпос или предание из устного народного творчества о подвигах племенных вождей, а продукт буржуазной эпохи – времени формирования европейских наций. Роман такого типа представляет другую литературную форму, где герой, как правило, борется с несправедливостью современного ему мира. Так когда же был написан такой роман и кто был его автором?
Татары как буржуазная нация сформировались еще в царскую эпоху, т.е. задолго до советских экспериментов с республиками/автономиями и прочими административно-территориальными делениями в СССР. Поэтому и размышления о путях собственного развития и критика действительности (а не недавнего прошлого) начались в их среде задолго до внедрения партией соцреализма в литературе.
Первый татарский роман был издан в Казани в далеком 1886 году. Назывался роман «Хисаметдин мулла», а написал его татарин из Пензенской губернии Муса Акъегет (1864-1923) и он вряд ли предполагал, что станет пионером направления критический реализм в татарской литературе.
Совсем недавно (3 декабря) было 160 лет со дня его рождения, поэтому посмотрим на необычный жизненный путь этого одаренного литературным талантом человека. Будущий писатель Муса Акъегет родился в 1864 году в небольшом уездном городке Чембар Пензенской губернии.
Ныне этот населенный пункт в Пензенской области называется Белинский, т.к. в этом городе работал уездным врачом отец самого известного русского литературного критика, там прошли детские годы Виссариона Белинского (1811-1848). Интересно, что с Чембарским уездом, кроме Мусы Акъегета, связаны еще два звездных имени татарской культуры рубежа XIX-XX веков. Именно там росли братья Бигиевы - Загир и Муса. Первый - Загир Бигиев (1870-1902) тоже стал писателем и написал позже несколько романов, а второй Муса Бигиев (1873-1949) получил известность как религиозный деятель, мусульманский философ. При этом в сословном отношении богослов значился чембарским мещанином, что указывало на наличие домовладения в уездном городе.
Муса Акъегет появился в необычной татарской семье, где продолжали чтить вековые народные традиции, но и не были противниками надвигавшихся перемен новой эпохи. Дед будущего писателя - Алтынбай Акъегетов прошел 25-летнюю рекрутскую службу в царской армии, участвовал в Отечественной войне 1812 года. За проявленный во время войны героизм он получил дворянский титул. Новый сословный статус в какой-то степени предопределил и образ жизни его потомков. Отец Мусы - Мухаммеджан Акъегетов окончил местное 4-х классное городское училище и служил мелким чиновником.
Татарское население в Чембаре, очевидно, была немногочисленной, да и в самом городке тогда проживало не более 5 тысяч жителей. Поэтому там не было ни собственной мечети, ни мектебе при нем. Из-за этого маленький Муса учился в татарском мектебе деревни Мочали Чембарского уезда, затем его, как и отца в свое время, отправили учиться в Чембарское городское училище.
В 14 лет - в 1878 году - он уже поступил в Пензенскую мужскую гимназию. После её окончания М.Акъегет попытался осуществить мечту многих татарских юношей начала ХХ века - поступить в университет. Очевидно, сын уездного чиновника мечтал о большей карьере, нежели у отца. В 1884 г. он подал документы в Московский университет, туда его не приняли. Затем Муса решил попытать счастье в Казани. Однако обе его попытки поступления в университеты России оказались неудачными.
Как известно, тогда в Российской империи, после убийства императора Александра II в 1881 году, наступило время контрреформ. В частности, эти изменения коснулись и системы образования, где действовал "закон о кухаркиных детях" - доступ в гимназии и университеты детям непривилегированных сословий был ограничен. Муса Акъегет хотя и был внуком дворянина, но сословное звание его деда, судя по всему, не передавалось по наследству. И дети героя Отечественной войны 1812 года, личного дворянина являлись всего лишь так называемыми "разночинцами".
В 1886 году Муса Акъегет уехал в Бахчисарай, там Муса Акъегет стал сотрудником татарской газеты "Тарджеман". Её с 1883 года издавал местный городской голова (мэр), издатель Исмаил Гаспринский. Он же крымскотатарский просветитель, известный на всем тюркоязычном пространстве Российской империи.
Книга Мусы Акъегета была издана в Казани в 1886 году. Скорее всего, договаривался он об издании во время своих абитуриентских мытарств. Это было первое татарское литературное произведение, повествующее о современнике, а не о каком-то легендарном персонаже далеких эпох. Героем романа он выбрал молодого религиозного служителя - Хисаметдина муллу. В отличие от татарской прозы начала ХХ века, где стали нещадно высмеивать мулл, это был положительный персонаж. Но такой литературе еще предстояло пройти определенный путь развития, т.к. в конце 1880-х -1890-е годы беллетристика еще не пользовалась большим спросом.
Очевидно, под влиянием Исмаила Гаспринского молодой журналист и писатель Муса Акъегет решил продолжить обучение в Стамбуле. Так его давняя мечта о высшем образовании была осуществлена лишь за границей. В 1888-1891 годах он обучался в Высшей школе гражданских чиновников «Мулкия».
Акъегет получил хорошее образование и стал османским чиновником высокого класса. Выходца из России отличала отличная языковая подготовка - Муса помимо своего родного татарского и турецкого, владел еще русским, арабским и французским языками. В итоге, после получения османского диплома, начал преподавать русский язык и экономику в Высшей военной академии и Высшей военной школе в Стамбуле, работал он в администрациях городов Измир и Сивас.
При этом не оставлял он и публицистическую деятельность. В разные годы М.Акъегет издавал собственные газеты «Метин» («Подлинник») и «Өч кардәш» («Три брата»).
Но в турецкой историографии Мусу Акъегетзаде знают, прежде всего, как экономиста, так как он еще и автор популярного труда по мусульманской экономике.
Муса эфенди прекрасно знал классиков экономической науки (например, Адама Смита и др.), размышлял он об экономике Османской империи. В 1918 году в Стамбуле была издана его книга «Икътисад, яхут Гыйльме сәрват» («Экономика, или Наука о богатстве»). Впоследствии, его идеи использовались в период реформирования экономики молодой Турецкой республики в период Ататюрка.
В 1914 г. Муса эфенди оставил чиновничью службу в отдаленных османских провинциях и вернулся в Стамбул. Это было связано с состоянием его здоровья, которое оставляло желать лучшего. Но ему не удалось полностью уйти на заслуженный отдых.
Уже после Первой мировой войны Министерство вакуфов (мусульманских фондов) страны взялось за осуществление масштабного проекта по сбору различного рукописного наследия в одном месте. Для этого в здание Мечети Сулеймания в Стамбуле была организована научная библиотека. Именно Муса Акъегет (Акъегетзаде) стал первым директором этого научно-исследовательского учреждения в 1918 году и проработал там до конца жизни. Кстати, помимо административной работы, он занимался еще и систематизацией и каталогизацией библиотеки своего соотечественника, тюрколога Николая Катанова, вывезенной из России.
На родине о нём начали вспоминать, главным образом, после 1917 года. Роман "Хисаметдин мулла" был переиздан в Казани дважды в 1920-е годы: на арабской графике (1925) и на латинице (1927).
Личная история автора первого татарского романа тоже была удачно встроена в советское видение прошлого нерусских народов: "бедный татарин, живший при царском режиме, ущемленный в правах, который так и не сумел получить образование в России" и нашел себя за границей. А вот о сословном характере внутренней политики империи предпочитали в этом случае умалчивать. Но это уже немного другая история.
Читайте также: