Там, где скифы с сарматами, совсем недалеко, конечно, и до татар... А вообще этот регион Предкавказья изобилует татарскими названиями. Например, недалеко от Ставрополя есть Татарский лес. Не обошлось и без Татарских скал - это всё рядом с селом Татарка. Там же находится археологический памятник "Татарское городище". Тем временем местные татары считают, что появились они в Ставрополье лишь в конце XVIII века.
Отметим, что археологический памятник с условным названием "Татарское городище" охватывает довольно длинный исторический период с 8 века до нашей эры до 10 века нашей эры. Здесь побывали и скифы, и сарматы, и хазары. Кстати, всех их можно назвать предками и современных татар. Археологические находки, связанные с фортификационными сооружениями, системой дорог, культовыми сооружениями, местами хозяйственной деятельности, склепами и т.д. позволяют представить в какой-то степени жизнь людей ранней железной эпохи. Все это окружено реликтовым лесом, скалами, гротами, водопадами и родниками. В общем, величие природы и исторического наследия края завораживают.
С 1992 года "Татарское городище" стало заповедником. Сейчас это памятник федерального значения. Охраняются также и местные "Татарские" скалы из известняка-ракушечника, ведь это уже природный памятник краевого значения. Ну, а паломники стремятся к "Татарскому источнику", т.к. вода его считается целебной. Родник тоже находится рядом. Около него выстроен монастырский скит, часовня, купальня.
Все эти "татарские" названия привязаны, по сути, к селу Татарка. Сегодня там проживает русское население, а само село было образовано в начале 19 века из "Татарских" хуторов. Откуда так много в этой местности "татарского"? - можете спросить вы. Однако какого-то однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Местные легенды связывают татарские названия и с Мамаем с Куликова поля (кстати, в Ставрополе есть еще и речка, и район Мамайка), и с ногайцами, которые кочевали поблизости.
Ну, а собственно татарских деревень в Ставрополье всего несколько, хотя проживают татары, конечно, во всей области. Прежде всего, в Ставрополе и Пятигорске. Но компактно они расселены в Ипатовском районе: селениях Малый Барханчак, Верхний Барханчак и Нижний Барханчак. По-татарски Барханчак звучит как Барханчык. В царское время только в деревней Малый Барханчак работала земская мужская школа для татарских учащихся.
Также татары проживают в Туркменском районе Ставропольского края (аул Куликовы Копани и с. Летняя Ставка) и в Кочубеевском (аул Карамурзинское и с. Кочубеевское). Была еще деревня Камыш-Бурун в Нефтекумском районе, но сейчас аул входит в состав города Нефтекумск.
"Татары переселились сюда более двух веков назад, почти сразу после окончания очередной русско-турецкой войны и подписания Кючук-Кайнарджийского мира, определившего новые границы Российского государства. В 1788 году Указом Екатерины II татарские крестьяне, в основном выходцы из Казанской и Вятской губерний, были определены на место жительства в Предкавказье.
Перемещение татар из Поволжья на Северный Кавказ облегчалось тем, что среди татарского населения России не было крепостного права, татары издавна принадлежали к категории государственных крестьян", - отмечает Валерия Пересыпкина в своей статье "Ставропольские татары" для издания "Ставропольские ведомости".
Вероятно, с этими переселенцами связаны некоторые оригинальные экспонаты Ставропольского музея-заповедника, характеризующие материальную культуру татар 18-19 веков. Например, такой старинный элемент татарской женской одежды как нагрудник. Интересно, что основа сделана из кожи, куда нашиты монеты-чешуйки:
"Главным их занятием на Ставрополье всегда было скотоводство. И до сих пор многие жители сел и аулов, где большую часть населения составляют татары, продолжают разводить крупный и мелкий рогатый скот" (В.Пересыпкина, "Ставропольские татары", 2013).
Хочу здесь показать еще несколько интересных экспонатов из Ставропольского музея. Вот татарский амулет, датируемый концом 19 века. Кстати, сделан тоже из мягкой кожи, синего сафьяна. Внутри таких амулетов обычно зашивали суры из Корана. Они выполняли роль оберега. На мусульманский характер указывают и вышитые символы - полумесяц и звезда.
Еще среди экспонатов Ставропольского музея можно увидеть вот такой татарский кисет (мужской аксессуар для хранения табака). Он изготовлен на рубеже 19-20 веков. Кисет вышит серебряной ниткой. Мне кажется, вышитые узоры тоже отличаются от привычных мотивов.
Возможно, сохранились и другие артефакты, связанные с историей татар Ставрополя? А может быть, кто-то поделится семейными фотографиями или рассказами о своих предках?
Ведь даже по данным 2010 года в Ставрополье проживало почти 12 тысяч татар. Много это или мало? Наверное, это и не важно. Главное - помнить о своем происхождении и не растворяться в мифических рассказах.
При подготовке публикации использована статья В.Пересыпкиной "Ставропольские татары", а также материалы Татарской энциклопедии и Ставропольского музея-заповедника.