Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Татарские крестьяне 19 века или "вахтовики" царской эпохи
Малоземелье и неурожаи заставляли татарских крестьян искать новые источники дохода. Поэтому они покидали родные места (временно) в поисках заработка. В 19 веке это называлось отхожим промыслом или отходничеством. И такой "отход" был характерным явлением для татарских деревень уже в первой половине XIX века. Особенно если они располагались недалеко от городов. Например, в Заказанье. Так деревня Старая Юльба лежала в самом центре Казанского уезда, до Казани ее разделяли 50 верст. Некоторые уроженцы в поисках лучшей доли отправлялись в губернский город...
213 читали · 1 неделю назад
От "жены Ходжиахмета муллы" до "маленькой головы": учительница-татарка начала ХХ века
Завершая серию публикаций о татарских учительницах (мугаллима) начала ХХ века, остановимся на общественной оценке этой деятельности. Безусловно, отношение к таким женщинам было далеко неоднозначным: от восхищения на страницах татарских газет до тихого осуждения за их спинами. Быть или не быть мугаллимой? Впрочем, для большинства образованных татарок вопрос стоял совсем иначе: как выжить в обществе будучи (не)обыкновенной мугаллимой? Для татарских женских школ начала ХХ века была характерна постоянная нехватка кадров...
2 недели назад
Татарские приказчики: забытые герои бизнеса?
Главная задача приказчика состояла в ведении хозяйственной части предприятия: контроле над товарами, продажами, учётом прибыли и расходования средств. В дополнение к основной деятельности, приказчики нередко выполняли религиозные обряды, особенно если предприятие принадлежал мусульманину. Например, в Тепловской суконной фабрике Агишева и Терегулова в Сызранском уезде Симбирской губернии на рубеже XIX-XX вв. мусульманские обряды проводил приказчик предпринимателей. Такая форма сочетания административных...
1 месяц назад
Сколько получали татарские учительницы и почему у них не было дипломов?
Новым моментом в этой системе образования стало нивелирование социальных границ. Раньше у приходской остазбика учились девочки примерно одного социального круга, т.к. мусульманские махалля, особенно в городах, делились на богатые и бедные. Например, в приходах Старо-Татарской слободы г. Казани находилось множество домовладений крупных предпринимателей, а семьи рабочих-татар селились, как правило, в Ново-Татарской слободе. Неслучайно, Лябибу Хусаинию некоторые богатые родители обвиняли в том, что их дочери учатся рядом с детьми бедняков...
2 месяца назад
"Продажа сплетен" и "ношение слова": слухи в татарской культуре начала ХХ века
Двойственное значение этих слов можно увидеть на примере солдатских писем времен Первой мировой войны, которые проходили через цензоров и переводились на русский язык. Иногда, при переводе текст наделялся другим смыслом. Например, 14 мая 1916 года солдат 287-го Маршальского запасного батальона Хусаин пишет отцу Х. Халитову в Казань: …Милый папа! Что пишут в газетах? Нет ли у Вас слуха о том, что наш государь заключит мир? Здесь о мире поговаривают. Очевидно, в этом фрагменте, где говорится и о газетах и слухах, речь идет о новостях (“хәбәр”)...
2 месяца назад
Хадича Ямашева: забытая героиня татарской истории
На рубеже XIX-XX вв. в татарском обществе произошли очень важные перемены: шло переформатирование общественного сознания, выработка лояльности к публичной активности женщин. Это касалось получения ими образования, их благотворительной деятельности, публикаций в прессе. И наряду с этим росло число работающих в разных сферах женщин, и данный факт тоже постепенно перестал быть чем-то радикальным, превращался в норму. В этих условиях, если брать персоналии татарского женского движения, то мы увидим и имя Хадичи Ямашевой-Таначевой...
405 читали · 3 месяца назад
Татары Прикамья: "мольбища", "отсутствие фанатизма" и деревни-города
По данным Вятского губернского правления в 1856 г. в Елабужском уезде проживало 21 820 татар-мусульман. При этом было зафиксировано и число мусульманского духовенства мужского и женского пола. Религиозные требы мусульман выполняли 151 человек. Чуть больше было количество женщин – 156. Вероятно, это были жены мулл и муэдзинов, которые тоже были вовлечены в религиозную жизнь прихода. Судя по всему, официальных мечетей в Елабужском уезде тогда не было, либо сведения о них не успели включить официальный документооборот...
760 читали · 3 месяца назад
Учительница с татарским акцентом или история становления одной профессии
Обучение подрастающего поколения всегда было одним из главных приоритетов в татарской традиционной культуре. Религиозные знания, а так же навыки чтения и письма, дети получали в конфессиональных начальных школах (мектебе), работавших при каждой мечети. Однако до конца XIX в. татарские мектебе посещали только мальчики. Татарские девочки ограничивались уроками остазбики (супруги приходского имама), которые она давала у себя дома. В отличие от широких слоев населения, дочери татарских дворян и чиновников обучались и в русских учебных заведениях...
3 месяца назад
Две татарские мечети: от Казани до Харбина
Для татарской диаспоры в Харбине открытие второй мечети в 1937 году было большим событием. Ждали открытия целых пятнадцать лет. Не хватало финансов, сменялись муллы, но махалля все же надеялась, что здание будет достроено. Даже название мечети указывало на её важное символическое значение - в честь 1000-летия принятия ислама. Собственно и задумка о строительстве мечети возникла в 1922 г., аккурат в год 1000-летия принятия ислама предками татар (в Волжской Булгарии) в 922 году. "Татарский поэт-эмигрант...
3 месяца назад
Репост
4 месяца назад
Рис, сахар и кебаб - татарская кухня царской эпохи
Культура питания - одно из направлений многогранной деятельности татарского просветителя Каюма Насыри. Его записи и публикации являются важными источниками для изучения повседневности татар рубежа XIX-XX веков. Однако при обращении к этим трудам нужно учитывать и исторический контекст, и цели их создания. В общем, будьте осторожны с источниками и не верьте всему. Вопросов пищи татар ученый Каюм Насыри касался в разных трудах. Во-первых, в этнографическом исследовании. Данная работа была ориентирована, скорее, на «внешнего» читателя, однако при его жизни она не была опубликована...
5 месяцев назад
Татарский Сабантуй как городское явление
Уже в советской традиции - тут же должны выплясывать татарки в вышитых платках и передниках (т.е. в рабочей одежде), при этом татары рядом будут одеты чуть лучше (хотя, тоже не в популярном ныне казакине). А что же здесь не так? Но есть одно но: популярность Сабантуя среди татар по территории всей бывшей Российской империи является результатом ... нет, не их любви к плугу.... а любви к своему народу. Сабантуй как этакая песня народная (- Милләт җыры, - как писал тогда татарский поэт Мажит Гафури) притягивал татар в городах и весях разных концов страны...
212 читали · 6 месяцев назад