Татарская газета «Милли Байрак» («Национальное знамя») издавалась в городе Мукдене в период с 1935 по 1945 годы. Газета предназначалась для распространения среди татар, эмигрировавших и проживающих на Дальнем Востоке, на территории нынешнего Китая, Корейского полуострова и Японии.
Газета «Милли Байрак» издавалась с 1935 по 1945 год татарском эмиграцией на Дальнем Востоке. Инициатором татарского издания стал писатель Гаяз Исхаки. Всего было выпущено около 400 номеров. В месяц выходило около 3 номеров. Газета уделяла особое внимание повседневной жизни и событиям, происходившим в татарских общинах в Китае, Корее и Японии.
Автор текста - Ляйсан Гибадуллина.
Однако мне хотелось бы остановиться именно на информации, касающейся татарской диаспоры в Японии. В 1920-х гг. большинство татар, эмигрировавших в Японию через Маньчжурию и Корею, осели в Токио, Йокогаме и Кобе. После землетрясения 1923 г. многие переехали из Йокогамы. Также сравнительно большое количество татар проживало на территории Нагоя и Кумамото.
«Милли Байрак» уделяет свое внимание, главным образом, татарам трех городов – Токио, Кобе и Нагоя. Это объяснимо, так как количество проживавших в этих городах татар было больше, нежели в двух других. Однако упоминаются также жители и Кумамото.
Структура газеты
Стандартно один выпуск состоял из четырех страниц. На первой полосе обычно печатались главные события в жизни татар Дальнего Востока – это могли быть собрание тюрко-татарской общины, собрание Меркеза, открытие мечети, годовщина знаменательного события татар Дальнего Востока (годовщина со дня проведения Курултая), а также поздравление с мусульманским праздником.
Изредка на первой полосе публиковалась информация, не касающаяся татар напрямую, но в меру сохранения и улучшения отношений между татарами и государством Япония, данной информации уделялась первая страница. Например, день основания японского государства или же день рождения японского императора.
На второй странице часто внимание уделялось своего рода «международным» политическим событиям и событиям в других государствах, например, Советскому Союзу, европейским странам, Турции. На мой взгляд, ни одно из важнейших политических событий конца 1930-х гг. не было упущено редакторами «Милли Байрак». Были выпущены статьи касательно Коминтерна, создания оси Берлин-Рим-Токио, Мюнхенской встречи. Это говорит о том, что татары интересовались жизнью за пределами своей общины, не замыкаясь внутри нее. Большое место уделялось Турции, событиям, происходящим в данном государстве, ее отношению к тому или иному важному событию на международной арене. Также публиковались статьи о татарах, эмигрировавших в Турцию.
События, касающиеся повседневной жизни татарской диаспоры в Японии, обычно публиковались на третьей странице газеты. Здесь можно говорить и о проведении культурных вечеров в том или ином городе, о праздновании мусульманских праздников, мероприятий для детей, о школьной жизни татар.
На последней странице обычно печатались «визитки» татар, своего рода реклама деятельности того или иного жителя общины, с адресом и местом его работы.
Татарская диаспора в Японии
Как уже было сказано, если говорить о татарах Японии, то главным образом в статьях говорилось о жителях Токио, Кобе или Нагои. События, которым уделялось место в газете, условно можно разделить на политические, социально-культурные, религиозные и образовательные.
Если говорить о политических событиях, то большое место уделялось собраниям татар в том или ином городе. Например, в номере от 25 июня 1937 г. в статье «Кобеда гомум җыелыш» («Всеобщее собрание в Кобе») говорится о выборах, прошедших в татарское собрание города Кобе. Собрание прошло в школьном здании, собрание открыл глава общины в Кобе Хажи Агрыз, в открытии также приняли участие братья Акчура. Стандартно собрание началось с чтения Корана. Дальше был прочитан доклад о деятельности общины за прошедшие 14 месяцев, а также об оценке данной деятельности как культурной ассоциацией Идель-Урал, так и об оценке со стороны японских политических кругов. Также был дан отчет о доходах и расходах общины. Собрание закончилось выбором новых членов ассоциации татар в Кобе.
Социально-культурные новости включают в себя такие события, как заключение брака, смерть и похороны, проведение культурных вечеров, организованных татарскими общинами городов. Что представлял собой культурный вечер?
В качестве примера можно рассмотреть статью, опубликованную в номере от 24 февраля 1939 г. «Милли кичə Нагояда, Мукденда» («Национальный вечер в Нагое и Мукдене»). Вечер был организован кружком молодежи Идель-Урал тюркотатарской ассоциации в Нагое и кружком девушек и женщин, которые совместно поставили спектакли на школьной сцене. В спектакле приняли участие члены ассоциации, а также татары – жители Нагои. В этот раз были поставлены спектакли «Кызлар кызык итəлəр», «Доктор». Часто ставились спектакли по пьесам Гаяза Искахи. После спектаклей, в постановке которых также участвовали дети, был небольшой банкет.
Статья подробно пишет об участниках постановок, о татарах, которые участвовали в подготовке спектакля или же сыграли в нем роль.
Иногда в ходе таких вечеров проводились и благотворительные акции. В таком случае «Милли Байрак» пишет, сколько и кем были сделаны взносы, а также куда будут направлены деньги. В основном они направлялись на поддержку молодежи, но были и другие цели, о которых я расскажу ниже.
Религиозной деятельности уделялось большое внимание. Будь то ежегодный мусульманский праздник, или же такое важное мероприятие как открытие мечети – газета детально описывала события, имеющие религиозный характер. Конечно, одним из главных событий являлось открытие мечетей, но я хотела бы привести в пример празднование Курбан-байрама.
Газета каждый год делала зарисовки празднования Курбан-байрама во всех трех городах – Токио, Нагоя и Кобе. Так как в этих городах были мечети, празднование происходило непосредственно внутри здания мечети.
Имамы городов читали Коран, члены ассоциаций делали поздравительное обращение к татарам, кроме того, также объясняли и смысл праздника. На мероприятии присутствовали и дети, так что объяснение, главным образом, делалось для них.
Образовательная сфера являлась одной из приоритетнейших для татарской диаспоры в Японии. Сохранение национальной системы образования, открытие школ, обучение родному языку и истории – для всего этого был создан отдельный образовательный департамент. «Милли Байрак» также неоднократно подчеркивал свою роль в сохранении знаний у молодежи о своей Родине и в сохранении родного языка.
В газете печатались статьи об истории татар, рассказывалось об истории Казанского ханства, взятии ханства Московским княжеством. Была запущена серия статей под названием «Тарих битлəре» («Страницы истории») и «Без кем?» («Кто мы?»).
Также раз в несколько месяцев публиковалась обширная статья на тему «Милли мəктəп тормышыннан» («Из жизни национальных школ»), в начале учебного семестра печатались статьи под названием «Укулар башланды» («Начались занятия»). В конце семестра газета следила и за экзаменами выпускников. В номере от 28 июля 1939 г. в статье «Имтихан» («Экзамен») рассказывается о проведении школьных экзаменов в Кобе, о мероприятии в честь выпускников школьного заведения. На церемонии присутствовали родители школьников, а также члены культурной ассоциации Идель-Урал в Кобе.
Церемония открылась чтением Корана школьниками, после чего приветственное слово было сказано Рабига ханум, в котором она поздравила выпускников, затем были вручены документы об окончании школьного курса. Председатель ассоциации Хажи Агрыз также поприветствовал выпускников. После этого были розданы подарки родителям и школьникам, подготовленные ассоциацией в Кобе и школой. Церемония завершилась банкетом.
«Милли Байрак» печатала статьи не только о жизни татар в Японии, но и о японской жизни, о культуре Японии, ее истории. Национальным праздникам Японского государства уделялась первая страница газеты, из года в год газета публиковала свои поздравления в честь дня рождения императора.
В статье от 10 ноября 1939 г. «Ниппон həм ислам» («Япония и ислам») говорится об укреплении связей между Японией и мусульманским миром, о заинтересованности японских кругов религией ислам и национальностями, исповедующими мусульманскую религию.
Подчеркивается важность мусульман, проживающих как на территории Японии, так и в Маньчжурии, в укреплении связей между Японией и исламом. Также говорится о собраниях «Бөек Ниппон ислам җəмгыяте» (Исламской ассоциации Великой Японии), проводимых в Токио. В свою очередь публиковались статьи о благотворительной помощи татар больницам, где содержались раненые солдаты японской армии.
Заключение
Газета «Милли Байрак», являясь примером этнического медиа, играла важную роль в информировании татарской общины Дальнего Востока, в укреплении связей между татарами Китая, Кореи и Японии, выполняла культурно-просветительскую и образовательную функцию.
В газете уделялось широкое внимание событиям на международной арене, изменениям в политической мировой среде, позиции и отношению Турции к данным событиям. Татарская диаспора не замыкалась исключительно в своей среде, она интересовалась событиями, происходящими в других государствах.
Уделялось место религии и сохранению ислама в Японии. «Милли Байрак» делал зарисовки о празднованиях того или иного мусульманского праздника в каждом крупном городе Японии, в случае собрания мусульман готовилась большая статья, рассказывающая об участниках, деятельности собрания, его результатах.
Газета выполняла просветительскую и образовательную функцию. Печатались статьи об истории татарской национальности, о связи, которая до сих пор существует между татарами и их исторической родиной. Одной из целей газеты являлось сохранение национальной идентичности татар.
Подчеркивалась поддержка, оказываемая Японским государством и японскими политическими кругами татарской диаспоре в Японии.
Новости в образовательной сфере также составляли важную часть газеты. «Милли Байрак» поздравлял школьников с началом и окончанием учебы, информировал о завершении экзаменов и выпускных церемоний. Важность сохранения образования для татарских детей, необходимость обучения школьников родному языку и истории находили свое отражение в статьях газеты «Милли Байрак».