Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-23: РЕАКТИВНЫЙ АНАХРОНИЗМ

В 1947 году СССР закупил в Великобритании для копирования авиадвигатель Rolls-Royce Derwent V, и авиаконструкторам была поставлена задача создания истребителей с этим двигателем. ОКБ Яковлева представило самолёт Як-25 классической фюзеляжной схемы, но в инициативном порядке разработало Як-23, который имел реданную схему и являлся развитием истребителя Як-17, который, в свою очередь, был основан на конструкции поршневого Як-3. Вот такой вот «анахронизм» в тот момент, когда уже готовились к первым полётам МиГ-15 и Ла-15, созданные по той же схеме, что и Як-25. Первый опытный Як-23 взлетел 8 июля 1947 года, пилотируемый лётчиком-испытателем М.И. Ивановым. А 3 августа он был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино.

Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!

На авиазаводе № 31 в Тбилиси с октября 1949 по март 1951 года было выпущено 313 серийных Як-23. Ими были вооружены всего несколько авиаполков в Северокавказском и Приволжском военных округах. А уже в 1951 году Як-23 начали заменять в частях на МиГ-15, передавая снимаемые с вооружения самолёты союзникам в Восточной Европе. Польша, Венгрия, Болгария, Румыния и Чехословакия получили несколько десятков Як-23, которые оставались у них на вооружении до конца 1950-х годов.

-2

Благодаря европейской бережливости, там в музеях и на постаментах сохранилось двенадцать Як-23, против двух в России.

Зато в России сохранился единственный Як-23УТИ с кабиной-спаркой для обучения лётчиков. Этот уникальный самолёт с зав.н. 115001 всю жизнь принадлежал ОКБ Яковлева и в итоге попал в музей предприятия. После уничтожения музея в 2006 году вместе с остальными экспонатами был передан в музей Вадима Задорожного, где и хранится сейчас.

Фото: John Tomlinson
Фото: John Tomlinson

А второй в России Як-23 хранится, как нетрудно догадаться, в Монино. Этот самолёт с зав.н. 31231015 построен на заводе № 31 в Тбилиси и проходил службу в ВВС. Затем передан в ОКБ А.С. Яковлева, благодаря чему сохранился до 1980-х годов. 4 февраля 1988 года поступил в музей ВВС в Монино. Впервые замечен на открытой стоянке в 1990 году. Самолёт сразу был установлен на своё нынешнее место на «аллее Яковлева», между Як-17 и Як-25М.

Сначала бортовой номер был синего цвета.

В первой половине 1990-х самолёт «облили» серебрянкой и сменили цвет бортового на красный.

К началу 2000-х самолёт сильно облез.

Фото: Leo Larsen
Фото: Leo Larsen

В 2004 году самолёт снова покрасили к празднику «Легенды мировой авиации».

В дальнейшем волонтёры Як-23 практически не занимались, поскольку особый уход самолёту не требовался. Подкачать иногда колёса, помыть летом или счистить снег зимой — вот и все дела.

Фото: Александр Лобанов
Фото: Александр Лобанов

В сентябре 2009 подкрасили бортовой номер.

Павел Проскурня
Павел Проскурня

Но 26 мая 2012 года волонтёры пришли и вручную сдвинули самолёт с насиженного места. Як-23 прицепили к трактору Т-40 и перекатили в ангар для очередной перекраски. В этот раз она была приурочена к столетию ВВС России и оплачивалась «Рособоронэкспортом». Работы проводила бригада из ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева.

Банка с краской, приготовленная для самолёта:

Фото: Евгений Сологубов
Фото: Евгений Сологубов

Самолёт зашкурили, загрунтовали и покрасили.

Затем его вернули на исходное место.

Покрасили достаточно качественно, благодаря чему та покраска до сих пор держится, лишь периодически подкрашивают бортовой номер и звёзды.

Фото: Mike Kell
Фото: Mike Kell

А 30 сентября 2014 года волонтёры прицепили Як-23 к ГАЗ-66 и снова укатили его, теперь за пределы музея. Зачем?

Разумеется, для киносъёмок. Это были съёмки телесериала «Истребители 2. Последний бой», которые проходили в бывшей ТЭЧ монинской учебной базы. Причём, самолёт в сериале играл роль вовсе не самого себя, а немецкого реактивного истребителя Messerschmitt Me 262.

Также несколько коротких кадров сделаны в кабине самолёта.

Кадр из сериала «Истребители 2. Последний бой»
Кадр из сериала «Истребители 2. Последний бой»

Есть ещё одно фото кабины Як-23, сделанное через стекло фонаря. Видно, что кабина комплектна, лишь осыпалась от времени краска.

Фото: Виктория Струц
Фото: Виктория Струц

По окончании съёмок 4 октября 2014 года Як-23 прицепили к минитрактору и отбуксировали на его законное место.

Чтобы самолёт не опрокинулся на хвост, в кабину и на носовую часть посадили девушек из числа волонтёров.

Фото: Галина Ширяева
Фото: Галина Ширяева

В конце 2021 года в одном из технических помещений музея был найден топливный бак с заводским номером Як-23. Кто, когда и зачем демонтировал бак с самолёта — неизвестно. Вернуть бак на место у волонтёров руки не дошли, поэтому он, скорее всего, так и валяется в одном из дальних помещений музея.

Стоит ещё добавить, что в хранилище музея имеется препарированный макет двигателя РД-500 зав.н. П-42004, выпущенного в 1949 году и поступившего в музей в 1959 году. Он является копией английского Rolls-Royce Derwent V.

Фото: goskatalog.ru
Фото: goskatalog.ru

Напоследок, в качестве бонуса, предлагаю вам схему технических надписей на фюзеляже Як-23. Эта информация может быть полезна как моделистам, как и будущим реставраторам уцелевших Як-23, ведь почти на всех самолётах техничка закрашена или стёрлась.

-26

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!