Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Как четыре женщины выжили в 1985 году в одной из самых крупных авиакатастроф

Оглавление

Катастрофа рейса Japan Airlines 123, произошедшая 12 августа 1985 года, стала самой смертоносной аварией с участием одного самолета в истории авиации. Из 524 пассажиров и членов экипажа на борту выжили лишь четверо. Этот трагический инцидент до сих пор вызывает боль и вопросы, а истории тех, кто пережил крушение, поражают невероятной стойкостью и мужеством.

Поврежденная деталь

Рейс JAL 123 направлялся из токийского аэропорта Ханэда в аэропорт Иками, обслуживавший Осака до открытия международного аэропорта Кансай. Это был пик сезона Обон, когда многие японцы путешествуют к родным или в отпуск, и на борту находились 509 пассажиров и 15 членов экипажа.

Самолет Boeing 747-100SR с регистрационным номером JA8119 – специальная модификация для высоко-нагруженных внутренних маршрутов – был заполнен до отказа. Однако именно этот самолет ранее пережил повреждение, которое стало причиной катастрофы.

В 1978 году при посадке в Иками его хвостовая часть была повреждена, а ремонт оказался выполнен с нарушениями. В результате возникли усталостные трещины в гермошпангоуте, что спустя годы привело к катастрофе.

Разрушение гермошпангоута вызвало разгерметизацию трубопроводов всех четырёх гидросистем, что привело к их отказу и полной потере управления самолётом. Кроме того, в полость вертикального хвостового стабилизатора проник воздух из салона, и из-за резкого перепада давления между внутренней частью стабилизатора и окружающей средой он был оторван от фюзеляжа.

Несмотря на потерю управления, экипажу удалось удерживать самолет в воздухе в течение 32 минут. Однако в итоге лайнер столкнулся с горой Такамагахара, находящейся в 100 километрах от Токио.

-2

Из 524 человек на борту (509 пассажиров и 15 членов экипажа) выжили лишь четверо. При этом, по данным расследования, несколько десятков пассажиров также пережили катастрофу, но погибли из-за задержки в проведении спасательной операции, вызванной недостаточной подготовленностью японских экстренных служб.

Четверо выживших

Все четверо выживших находились в последних семи рядах самолета – в единственной части фюзеляжа, которая осталась относительно неповрежденной. Среди них были 26-летняя стюардесса на отдыхе Юми Очиай, 34-летняя Хироко Йосизаки с восьмилетней дочерью Микико, а также 12-летняя девочка Кейко Каваками.

Юми Очиай в момент катастрофы находилась на отдыхе, возвращаясь домой в Осаку. После разгерметизации она помогала пассажирам надевать кислородные маски и готовиться к аварийной посадке.

Самолет ударился о горный хребет, а Юми оказалась зажатой под обломками в 56-м ряду. Она выжила, несмотря на переломы таза и руки, и была обнаружена спасателями спустя 14 часов после крушения.

Кейко Каваками, единственная оставшаяся в живых из своей семьи, была выброшена из самолета при ударе и приземлилась на кустарник. Хотя она получила серьезные травмы, девочка выжила.

Хироко Йосизаки и её дочь Микико были найдены в 54-м ряду. Хироко потеряла мужа и младшую дочь в катастрофе, но благодаря поддержке Микико, которая всю ночь уговаривала её не засыпать, смогла выжить.

После катастрофы расследование установило, что многие пассажиры скончались из-за травм и переохлаждения, хотя могли бы выжить, если бы спасательная операция началась раньше. Медленное реагирование стало одним из факторов, обостривших последствия трагедии.

Катастрофа JAL 123 изменила подход к безопасности в японской авиации. Компании стали уделять больше внимания ремонту, контролю качества и подготовке экипажей. Опыт этой трагедии также показал, как важно быстрое реагирование спасателей в подобных ситуациях.

Чтоб не забывать

Сегодня истории выживших напоминают нам о силе человеческого духа и важности извлеченных уроков. Эти люди, пережившие кошмар, стали символами стойкости и надежды.

В августе 2024 года в годовщину катастрофы родственники погибших и неравнодушные люди совершили мемориальный подъем к месту катастрофы на горном хребте Осутака.

-3

Участники похода поднялись по крутой тропе к месту крушения, которое находится на высоте около 1560 метров над уровнем моря, в районе деревни Уэно, к северу от Токио. Во время восхождения они останавливались у мемориальных знаков, установленных вдоль маршрута, чтобы помолиться за погибших. Многие говорили, что, поднимаясь к месту катастрофы, ощущают, будто наконец встретились с ушедшими близкими.

Среди погибших в катастрофе были три преподавателя из старшей школы для девочек «Синва» в городе Кобе, префектура Хёго. Они возвращались домой после поездки, связанной с подготовкой школьной экскурсии. В понедельник четыре бывшие ученицы этой школы посетили место катастрофы. Стоя у мемориального знака, они обратились к своим учителям: «Давно не виделись».

68-летняя Кими Одзава, потерявшая в катастрофе мужа, возглавила эту группу бывших учениц. У мемориального монумента, установленного на месте трагедии, женщины связались по видеосвязи с людьми, собравшимися в школе в Кобе. Одна из участниц отметила: «В такие моменты, благодаря связи, мы можем поделиться нашими воспоминаниями с теми, кто не смог подняться на гору».

Среди участников похода был также 74-летний Такэюки Танака из города Госэ, префектура Нара. Он потерял в катастрофе младшую сестру Хитоми Ёсидо и её трёхмесячную дочь. Подойдя к одному из памятных знаков, он оставил любимое пиво сестры и произнёс: «Твоя семья в порядке».

Вечером у подножия хребта была проведена поминальная служба с участием президента JAL Мицуко Тоттори. Эта церемония, как и сам поход, стала напоминанием о важности памяти, семейных уз и ответственности за человеческие жизни.