Найти в Дзене
Петр Власов

Американские истребители Р-36 и Р-40 (08). Асы советских «Топоров»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ Американские истребители Р-36 и Р-40 (07). Асы Великобритании и США

Несмотря на то, что «Tomahawk» и «Kittyhawk» среди отечественных авиаспециалистов считались малопригодными для маневренных боев (недаром им дали прозвище «Топор»), многие советские летчики добились на этих машинах заметных успехов. Среди пилотов, одержавших на этих «заморских» самолетах не менее 20 личных и групповых побед, можно назвать Николая Зеленова, Николя Кузнецова, Алексея Хлобыстова, Петра Покрышева… И это – только те летчики, которые участвовали в основном в воздушных боях. А ведь большинство пилотов «Топоров» чаще привлекались к штурмовым действиям, и хотя их счета воздушных побед выглядят скромнее, вклад этих летчиков в общую победу был не менее весом и важен. И, конечно же, необходимо напомнить, что вплоть до 1943 г., когда всерьез был поставлен вопрос о зависимости степени награды от личных успехов летчика, в советских ВВС процветал коллективизм, и победы обычно засчитывались не как личные, а как групповые.

ЗЕЛЕНОВ Николай Андрианович (31+10 побед)

-2

Николай Андрианович Зеленов (1917-1944) окончил Луганское авиационное училище в 1937 г.; в 1939-1940 в составе 26-го ИАП участвовал в Советско-финской войне. С началом Великой Отечественной воевал на И-153 в 127-м ИАП на Ленинградском фронте; в составе этого полка одержал одну победу. В декабре 1941 старший лейтенант Зеленов был переведен в 154-й ИАП (впоследствии 29-й ГИАП), вооруженный «Tomahawk», а затем «Kittyhawk». К июлю 1942 он сбил на этих машинах 8 самолетов противника лично, и еще 8 в группе, а к концу года его счет возрос до 14 личных побед. В феврале 1943 Зеленов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В июле 1943 капитана Зеленова назначили командиром эскадрильи в 14-м ГИАП; к тому времени на его счету числились 21 личная и 8 групповых побед. Летая теперь на истребителях Як, капитан Зеленов сбил еще 10 самолетов лично и 2 в группе, но 29 июня 1944 г. после 606 боевых вылетов и 117 воздушных боев он погиб в авиакатастрофе.

КУЗНЕЦОВ Николай Федорович (24+12 побед)

-3

Николай Федорович Кузнецов (1916-2000) в 1939-1940 гг. участвовал в Советско-финской войне, как авиационный инженер. К началу Великой Отечественной войны закончил Качинскую авиашколу, и в составе вооруженного истребителями И-16 191-го ИАП защищал Ленинград. В 1942 году Николая Кузнецова перевели в вооруженный истребителями Р-40 «Kittyhawk» 436-й ИАП Северо-Западного фронта.

К январю 1943 капитан Кузнецов совершил 213 боевых вылетов, сбил лично 15 и в группе 12 самолетов противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. 6.01.43 г в одном бою сбил 2 самолета (личная и групповая победы), но и сам был подбит, ранен, и отправлен в госпиталь. Из госпиталя Кузнецов вернулся в мае 1943 г.; к тому времени его полк стал 67-м ГИАП и пересел на Р-39 «Аэрокобра». Летом 1943 года Кузнецов сражался на Курской Дуге, а войну он закончил на истребителе Як-3. Всего за время войны майор Н.Ф. Кузнецов совершил 252 боевых вылета, провел 99 воздушных боев, в которых одержал 24 личных и 12 групповых побед. Из них не менее 12 личных и 8 групповых он одержал на истребителе «Kittyhawk». В 1952 г. командир 16-го ИАП ПВО Н.Ф. Кузнецов участвовал в войне в Корее (совершил 27 боевых вылетов на МиГ-15).

ПОКРЫШЕВ Петр Афанасьевич (22+7 побед)

-4

Петр Афанасьевич Покрышев (1914-1967) окончил Одесское военное авиационное училище в 1935 г.; зимой 1939-1940 гг. на истребителе И-16 в 7-м ИАП он участвовал в Советско-финской войне; одержал 2 воздушные победы, но и сам был сбит и получил ранение. Начало Великой Отечественной войны старший лейтенант Покрышев встретил в составе 158 ИАП, вооруженного истребителями И-16 и Як-1; воевал под Псковом и Ленинградом, сбил 3 самолета лично и 1 в группе. В ноябре Покрышева назначили командиром эскадрильи в 154-м ИАП (впоследствии 29-й ГИАП) Ленинградского фронта, только что получившем истребители «Tomahawk». Как комэск ярко проявил себя уже в бою 17 декабря 1941 г. над «Дорогой жизни» - руководил боем пятерки советских истребителей «Tomahawk» против девяти Bf.109F, не допустив немцев к охраняемым транспортным самолетам Ли-2; при этом сам Покрышев сбил два Мессершмитта. Пересев с «Tomahawk» на «Kittyhawk», капитан Покрышев до января 1943 г., когда полк перевооружился на Як-7Б, одержал еще 12 личных и 6 групповых побед, и был удостоен звания Героя Советского Союза.

-5

В июле 1943 майора Покрышева назначили командиром 159-го ИАП, перевооружавшегося на самолеты Ла-5; на этой машине Покрышев одержал еще три личные победы; а 24 августа 1943 г. ему было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. Но в тот же день при проведении тренировочного полета с молодым летчиком Покрышев попал в авиакатастрофу и получил тяжелое ранение. Из-за этого ранения он больше не смог летать, руководя действиями своего полка с земли. А в сентябре 1944 подполковник Покрышев был направлен для учебы в Военно-Воздушную академию, которую окончил уже после войны – в августе 1945 г. Всего за время участия в Великой Отечественной войне Перт Покрышев совершил 292 (по другим сведениям 305) боевых вылетов и провел 50 воздушных боев, в которых держал 20 личных и 7 групповых побед (+ 2 личных победы в Зимней войне 1939-1940 гг.). Из них 14 личных и 6 групповых побед были одержаны им на самолетах «Tomahawk» и «Kittyhawk».

ХЛОБЫСТОВ Алексей Степанович (7+24 победы)

-6

Алексей Степанович Хлобыстов (1918-1942) окончил Качинскую авиашколу в 1941 г., и вскоре принял участие в боях над Карельским перешейком – на истребителе И-153 в составе 153-го ИАП. В декабре 1941 летчика, уже имевшего на счету 3 сбитых вражеских самолета (один немецкий и 2 финских), перевели в 147-й ИАП (впоследствии 20-й ГИАП), базировавшийся в Заполярье. В апреле 1942 этот полк перевооружился на истребители «Tomahawk», и все остальные свои победы Алексей Хлобыстов одержал на этом самолете при обороне города-порта Мурманск. Особенно старший лейтенант Хлобыстов отличился 8 апреля 1942 г. В составе 6 советских «Tomahawk» он вылетел на перехват 15-ти Юнкерсов-87, под прикрытием истребителей Bf.109 и Bf.110 шедших на Мурманск. В ходе разгоревшегося боя Хлобыстов одержал две групповые победы – вместе с товарищами расстрелял Ju.87 и Bf.110. Израсходовав весь боезапас, летчик не вышел из боя, и пошел на таран: ударом своей правой плоскости срубил оперение у ближайшего Bf.110. «Стодесятка» рухнула на землю, а не потерявший управления, несмотря на повреждение крыла, «Tomahawk» продолжал полет.

-7

И, заметив, что его ведомого зажали в «клещи» два Bf.109, Хлобыстов бросился на выручку товарищу. Не имея возможности стрелять без боезапаса, Хлобыстов рубанул той же своей правой плоскостью один из Bf.109, и «Худой» завертелся в штопоре; советский же «Топор» опять не потерял управления! Вскоре немцы отступили, и советские истребители повернули на базу. С ними летел и «Tomahawk» Хлобыстова, который, несмотря на тяжелые повреждения правой плоскости, смог совершить успешную посадку! Этот бой стал настоящей сенсацией, он сделал Алексея одним из самых знаменитых летчиков советских ВВС. А 14 мая 1942 Алексей Хлобыстов совершил свой третий таран: подбитый, он на пылающем самолете протаранил оказавшийся впереди него Bf.109, и спасся на парашюте. И в июне 1942 старший лейтенант Хлобыстов был удостоен звания Героя Советского Союза.

-8

Назначенный на должность командира эскадрильи, капитан Хлобыстов продолжал активно участвовать в боях (уже на «Kittyhawk»), одерживая в основном групповые победы. Но 13 декабря 1943 г. он погиб в боевом вылете по не установленным точно причинам. По одним сведениям Алексей Хлобыстов погиб в воздушном бою, по другим – в результате столкновения над вражеской территорией с самолетом ведомого Александра Колегаева, совершавшего свой первый боевой вылет. Всего капитан Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в которых одержал 7 личных и 24 групповых победы (почти все – на истребителях «Tomahawk» и «Kittyhawk»).

ГРОМОВ Георгий Васильевич (7+18 побед)

-9

Георгий Васильевич Громов (1917-1975) в 1938 окончил Борисоглебскую авиашколу, и в 1939-1940 гг. участвовал в Советско-финской войне на самолете И-15бис в составе 145-го ИАП. С июня 1941 г. лейтенант Громов в составе того же полка сражался на Ленинградском направлении, а в конце июля 1941-го был переведен в 147-й ИАП (впоследствии 20-й ГИАП), действовавший в Заполярье на истребителях МиГ-3. В апреле 1942 полк получил истребители «Tomahawk», а в апреле их дополнили «Kittyhawk». Сражаясь на этих истребителях под Мурманском и в Карелии, капитан Громов к августу 1943 г. сбил 5 немецких самолетов лично, и 12 в группе; после чего вместе со своим полком пересел на истребитель Р-39 «Аэрокобра». В марте 1944 майор Громов был назначен командиром 515-го ИАП, во главе которого на истребителях Як-9, а затем Як-3 он участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Войну подполковник Громов закончил со счетом 7 личных и 18 групповых побед, одержанных в 408 боевых вылетах и 63 воздушных боях. После войны за боевые заслуги был представлен к званию Героя Советского Союза.

Матвеев Александр Андреевич (7+7 побед)

-10

Александр Андреевич Матвеев (1910-1998) не блистал большим «победным иконостасом»; однако он имел прямое отношение к успехам Р-40 на Ленинградском фронте: Матвеев командовал вооруженным «Tomahawk» и «Kittyhawk» 154-м ИАП/29-м ГИАП, добившимся на под его руководством высокой боевой результативности и гвардейского звания. И именно «с его подачи» были разработаны временные «гибриды» Р-40 с советскими моторами М-105П в тот весенний период 1942 г., когда из-за отсутствия запчастей большинство Р-40 потеряли боеспособность.

Александр Матвеев вступил в РККА в 1928 г.; с 1931 г. он командовал взводом в 26-м стрелковом полку. В начале 1933 подал рапорт о поступлении в военную авиашколу, которую окончил в декабре 1934, а в 1938 стал слушателем Военно-политической академии. В мае 1939 назначен комиссаром эскадрильи 70-го ИАП, и в его составе принял участие в боях на Халхин-Голе. Там Матвеев совершил 71 боевой вылет (из них 8 на штурмовку и 1 на разведку), провел 19 воздушных боев, в которых сбил лично 2 бомбардировщика и в группе 5 японских истребителей.

Затем батальонный комиссар Матвеев в составе 147-го ИАП участвовал в Зимней советско-финской войне 1939-1940 гг. Начало Великой Отечественной он встретил в должности комиссара полка в 17-м ИАП, сражавшегося под Ленинградом против финской авиации. В ноябре 1941 майор Александр Матвеев был назначен командиром 154-го ИАП (впоследствии 29-й ГИАП), в это время перевооружавшегося на «Tomahawk», а вскоре – на «Kittyhawk». Весной 1942 г. 154-й ИАП под его командованием принимал активное участие в попытках Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. В весенних и летних боях 1942-го его пилоты на американских машинах неоднократно прикрывали бомбо-штурмовые удары советской авиации по позициям противника, одержав при этом десятки воздушных побед; часто и им самим доводилось заниматься штурмовками. Получивший звание подполковника Александр Матвеев не раз вместе со своими подчиненными поднимался в небо, чтобы на месте непосредственно руководить ходом боя. А когда это оказывалось необходимым, то и сам вступал в схватку, сбив на «Kittyhawk» за 1942 г. 5 вражеских самолетов лично и 2 в группе.

На рубеже января-февраля 1943-го 29-й ГИАП не уходя с фронта переучился на советские истребители Як-7Б, а в мае подполковник Матвеев пошел на повышение: был назначен заместителем командира 275-й ИАД, в которую входил и 29-й ГИАП, а в июле он принял командование над всей этой дивизией. Теперь под руководством Матвеева находилось в разное время от трех до пяти авиаполков, и руководство ими совсем не оставляло времени для боевых вылетов. В результате к концу войны на счету Александра Матвеева числились 181 боевой вылет и 12 проведенных воздушных боев, в которых он одержал 5 личных + 2 групповые победы (все – на истребителе «Kittyhawk»). Кроме того, еще 2 личных и 5 групповых побед он одержал в 1939 г. на Халхин-Голе.

СТРЕЛЬНИКОВ Василий Поликарпович (7 побед + 7 морских целей)

-11

Василий Поликарпович Стрельников (1919-1993) – выдающийся мастер топмачтовых бомбоударов. Стрельников поступил в Ейское Военно-Морское авиационное училище в 1940 г.; там его и застало начало Великой Отечественной войны. Окончив эвакуированное в Моздок училище весной 1942 г., Василий Стрельников на фронт не попал, так как был оставлен в училище пилотом-инструктором. Лишь в декабре 1942 лейтенант Стрельников получил назначение в 78-й ИАП ВВС Северного флота, и с января 1943 приступил к боевым вылетам на истребителе «Харрикейн». В апреле был сбит, и почти месяц лечился в госпитале. Первую воздушную победу одержал 23 июня – сбил Bf.110. В сентябре был вновь сбит, посадил горящий истребитель на поверхность моря, но вовремя был спасен из ледяной воды. После этого получил истребитель «Kittyhawk», на котором и летал до конца войны. Вел как воздушные бои, так и штурмовку плавсредств противника; тогда-то он и проявил себя, как мастер топмачтовых бомбоударов.

В июле 1944 капитан Стрельников стал командиром 1-й эскадрильи 78-го ИАП СФ, а в марте 1945 за боевые успехи он был удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за время участия в войне Василий Стрельников совершил 150 боевых вылетов, сбил 7 самолетов противника, лично потопил 3 боевых корабля (2 тральщика и сторожевик) и 4 транспортных плавсредства; еще три морские цели были уничтожены им в группе с другими летчиками. Кроме того, при атаках наземных целей Стрельников уничтожал склады противника и подавлял огонь артиллерийских батарей противника.

НАЧАЛО: Американские истребители Р-36 и Р-40 (01). «Ястреб» - предок «Топора»

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.