Найти в Дзене
Петр Власов

Американские истребители Р-36 и Р-40 (07). Асы Великобритании и США

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ на эту тему: Боевое применение Р-40 в ВВС США и Британского содружества

По давно заведенной традиции после рассказа о самолете – рассказ о некоторых асах, летавших на этой машине. Р-40 не блистал особо выдающимися данными, и потому на этом истребителе летчики не добивались очень больших счетов побед, Однако самолет был широко распространен во многих странах, воевал длительное время, и потому число асов Р-40 (пусть и не с «астрономическими» счетами) было довольно велико…

Асы Британского содружества на «Tomahawk» и «Kittyhawk»

-2

Clive Caldwell (27+2 победы + 11 вероятных; на Р-40 - 20)

-3

О самом результативном асе истребителей «Tomahawk» и «Kittyhawk» я уже публиковал отдельную статью «Австралийский«Killer» Clive Caldwell».

Billy Drake (18+2 победы; на Р-40 - 13)

-4

Британец Билли Дрейк (1917-2011) в 1940 совершал боевые вылеты на «Харрикейне» с базы во Франции; одержал там 3 победы (одну – в группе), был ранен и эвакуирован в Англию. В октябре 1940 - феврале 1941 сбил еще 2 самолета, и 2 вероятно.

В мае 1942 Дрейк в Египте сменил Клайва Колдуэлла на посту командира 112-й эскадрильи «зубастых» истребителей «Kittyhawk». Здесь он первую победу одержал 6 июня – сбил над Бир-Хашим Bf.109, 12 июня – еще один, а 17 июня сжег 3 Мессершмитта, стоявших на аэродроме. 2 июля – вероятная, а 8 июля – подтвержденная победы над Bf.109. 23 июля – сбил Macchi C.202, а на следующее утро - Bf.110. 1 сентября 1942 Дрейк уничтожил 2 Ju.87, 13 сентября - Bf.109. 1 октября последовали победы над двумя Ju.87, а 22 и 26 октября Дрейк уничтожил Bf.109; 10 ноября - Bf.110. Всего на «Kittyhawk» Дрейк одержал 13 личных побед.

В 1943, командуя Авиакрылом «Спитфайров» на Мальте, Дрейк одержал свою последнюю победу, сбив итальянский Macchi C.202, а закончил войну штабным офицером. Всего Дрейк одержал 20 подтвержденных побед (18 личных и 2 групповых); еще 4 победы относились к категории вероятных.

John Lloyd Waddy (15 побед; на Р-40 - 13)

-5

Австралиец Джон Ллойд Вэдди (1916-1987) в июне 1941 был направлен в Северную Африку в 250-ю эскадрилью истребителей «Tomahawk». Первую победу Вэдди одержал 9 декабря: у Дель-Адема сбил в группе Bf.110. К концу апреля 1942 сбил еще 4 самолета, а 12 мая добился сразу четырех побед в одном вылете: над морем между Критом и побережьем Африки при перехвате немецкого воздушного транспортного конвоя он «завалил» подряд 2 транспортника Ju.52, и 2 истребителя сопровождения Bf.110. В том же мае 1942 г. он сбил Bf.109, после чего его перевели в 260-ю британскую, а затем - в 4-ю южноафриканскую эскадрилью. В них Вэдди сбил еще три Мессершмитта, прежде чем в октябре 1942 его перевели в 92-ю эскадрилью RAF, на «Спитфайры» Mk.V. На них он одержал еще 2 победы, но в ноябре Вэдди отозвали назад в Австралию. В Австралии Джон Вэдди возглавил 80-ю эскадрилью «Kittyhawk», которая занималась бомбардировкой и штурмовкой различных морских и береговых японских объектов в Голландской Индии; а в 1945 он он оставил военную службу.

James Francis Edwards (15+3 победы; на Р-40 - 12+3)

-6

Канадец Джеймс Фрэнсис Эдвардс (1921-2022) в январе 1942 прибыл в воевавшую в Египте на истребителях «Kittyhawk» 94-ю эскадрилью RAF. В первом же боевом вылете канадец сбил Bf.109. В мае Эдвардса перевели в 260-й FS RAF «Kittyhawk». В этой части Эдвардс 17 июня сбил немецкого аса Отто Шульца, имевшего на счету 51 победу, и на момент гибели занимавшего 3-е место среди самых результативных немецких асов Африки. Исследователи так же считают, что именно Эдвардс в групповом бою 6 сентября уничтожил другого немецкого аса – Гюнтера Штайнхаузена, имевшего 40 побед.

-7

К маю 1943, когда Эдвардса отозвали из Африки, на его счету было уже 12 личных и 3 групповых подтвержденных победы, а еще 9 считались вероятными, т.е. не имели подтверждения (но немецкие документы подтверждают 22 заявки канадца). Все эти победы были одержаны Эдвардсом на «Kittyhawk»; кроме того, он штурмовыми ударами уничтожил еще и несколько наземных целей. Эдвардс стал самым результативным асом Канады в Северной Африке.

В ноябре 1943 Эдвардса перевели в 417-ю эскадрилью RCAF (ВВС Канады), воевавшую в Италии на «Спитфайрах» Mk.VIII. Там он одержал еще три победы (2 FW.190 и 1 Bf.109). А в 1944 Эдвардс попал в 274-ю эскадрилью RAF, на истребителях «Темпест» защищавшую Англию от налетов крылатых ракет Фау-1.

Всего за время войны Джеймс Эдвардс совершил 373 боевых вылета. Число его побед в различных источниках «плавает» от 15 до 19. Но в наиболее авторитетных исследованиях указываются 15 личных + 3 групповые подтвержденные, + 9 неподтвержденных побед.

Geoffrey Fisken (11 побед; на Р-40 – 5)

-8

Новозеландец Джеффри Фискен (1916-2011) в 1941-м вступил в 243-ю эскадрилью RAF истребителей «Буффало», а в декабре принял участие в обороне Сингапура от наступления японских войск. За декабрь 1941 – февраль 1942 он заявил об уничтожении 6 японских самолетов, но при этом и сам был дважды сбит. Фискен спасался на парашюте, но из-за ранений накануне падения Сингапура его эвакуировали в Новую Зеландию

В июне 1943 Фискен в составе вооруженного истребителями «Kittyhawk» Mk.III 14-го FS RNZAF (ВВС Новой Зеландии) прибыл на Гуадалканал. Здесь он 12 июня сбил 2 «Зеро», а 4 июля одержал свои последние победы, уничтожив еще 2 «Зеро» и бомбардировщик. Однако старые раны, полученные при защите Сингапура, все сильнее влияли на его здоровье, и в декабре 1943 Фискен по медицинским показаниям был отправлен в отставку. Окончательный счет Джеффри Фискена составил 11 побед; 5 из них - на «Kittyhawk».

Асы США на Р-40

-9

Robert Scott (13 побед)

-10

Роберт Скотт (1908-2006), занимавшийся обучением молодых пилотов в Техасе, в начале 1942 г. отправился в Бирму, где присоединился к американской добровольческой истребительной группе (АVG) «Летающие тигры», входившей в ВВС Китая. Участвуя в боевых вылетах, Роберт Скотт с июля 1942 по октябрь 1943 совершил на территории Бирмы и Китая 388 боевых вылетов и сбил 13 японских самолетов. При этом летчик постоянно «чудил», то и дело перекрашивая обтекатель кока винта своего самолета в разные цвета – он считал, что так создает у противника иллюзию, что в районе присутствует гораздо больше американских самолетов, чем было на самом деле…

Когда произошло переформирование АVG «Летающие тигры» в штатную 23-ю истребительную группу ВВС США, Скотт не последовал примеру других добровольцев, отказавшихся от службы и поспешно разбежавшихся. Он вошел в семерку пилотов, оставшихся с полковником Ченолтом, и продолжил выполнять боевые вылеты до октября 1943 г., когда его отозвали в Соединенные Штаты занять должность заместителя начальника армейской авиабазы во Флориде.

David Lee «Tex» Hill (18 побед; на Р-40 – 12)

-11

Дэвид Ли «Текс» Хилл (1915—2007) с 1939 г. служил пилотом торпедоносца «Devastator» на авианосце «Saratoga». А в 1941-м он завербовался в добровольческую группу AVG «Летающие тигры». Прибыв в Бирму, он освоил там истребитель Р-40, и был зачислен во 2-ю эскадрилью «Медведи Панды».

Первую победу «Текс» Хилл одержал 3 января 1942 г., сбив над таиландским аэродромом два японских истребителя Ki-27. 23 января его счет пополнился еще двумя уничтоженными истребителями, а на следующий день он добился титула аса, «завалив» над Рангуном истребитель и бомбардировщик. В марте Хилл возглавил 2-ю эскадрилью «Панд», В мае 1942 он лично руководил атаками Р-40 своей эскадрильи на понтонный мост, который японцы строили через реку Салуин. Мост имел огромное значение: через него предполагалось снабжать наступающие на Китай японские войска припасами и подкреплениями. Четыре дня «Панды» Хилла пролетали сквозь глубокое ущелье к цели, забрасывая ее бомбами и обстреливая бортовым оружием. Японское наступление остановилось, что командир «Летающих тигров» Чэннолт высокопарно прокомментировал: «Американская группа добровольцев на реке Салуин предотвратила крах Китая».

К переформированию летом 1942 AVG в 23-ю FG на счету «Текса» Хилла числилось 12,25 побед (американцы групповые победы дробили по числу стрелявших в жертву, и прибавляли эти дроби к числу личных побед). Хилл был одним из немногих летчиков AVG, оставшихся в строю 23-й FG; получив звание майора, он сформировал и возглавил 75-ю эскадрилью, а в 1943-м в связи с повышением Чэннолта, ставшего генералом, полковник Хилл возглавил 23-ю FG. Осенью 1943 г. эта группа перевооружилась с Р-40 на Р-51; на «Мустанге» Хилл до возвращения в Штаты увеличил свой счет еще на 6 побед.

Charles Older (18 побед; на Р-40 – 10)

-12

Чарльз Олдер (1917-2006) весной 1941 уволился из ВВС Корпуса морской пехоты и подписал контракт о вступлении в американскую добровольческую авиагруппу (AVG), формировавшуюся в Китае. К боевым вылетам в составе 3-й эскадрильи этой группы, защищавшей Рангун от налетов японской авиации, он приступил в декабре. В боях над Рангуном Олдер сбил 5 самолетов противника; затем под давлением японских войск, вторгшихся в Бирму, вся AVG передислоцировалась в Китай. В Китае же к лету 1942 Олдер довел свой счет до 10,25 побед. При переформировании AVG в штатную 23-ю FG армии США Олдер оставил службу и уехал в Штаты. Но, проработав несколько месяцев пилотом гражданской авиакомпании, он вернулся в ВВС – сначала руководил учебной эскадрильей, а весной 1944 г. подал рапорт о переводе его в 23-ю FG, по-прежнему воевавшую в Китае. Там, воюя теперь на «Мустангах»,Олдер до конца войны увеличил свой счет до 18,25 воздушных побед.

Robert DeHaven (14 побед; на Р-40 – 10)

-13

Роберт ДеХейвен (1922—2008) завершил обучение летному делу в январе 1943, и в мае прибыл в 7-ю эскадрилью 49-й истребительной группы, воевавшей на Новой Гвинее на истребителях Р-40.

14 июля 1943 года ДеХейвен сбил бомбардировщик Aichi D3A «Wal»; 17 октября - истребитель Ki-43 «Oskar», а 27 октября уничтожил истребители А6М «Zero» и Ki-61. 10 января 1944 уничтожением очередного «Оскара» он добился титула аса; а 20 января, ДеХейвен отличился как штурмовик – бомбовым ударом потопил японский танкер водоизмещением 2000 тонн. К февралю его счет увеличился до 8 воздушных побед; 15 марта ДеХейвен «завалил» очередного «Оскара», а 7 мая он одержал 10-ю победу, ставшую его последней победой на Р-40.

Летом 1944 его 49-я FG была перевооружена на двухмоторный истребитель Р-38 «Лайтнинг», и переброшена на Филиппины. На «Лайтнинге» за октябрь-ноябрь ДеХейвен уничтожил еще 4 японских самолета, после чего его направили на штабную работу. Всего за время Второй мировой войны ДеХейвен совершил 272 боевых вылета и одержал 14 побед (10 на Р-40 и 4 на Р-38),

Robert Westbrook (20 побед; на Р-40 - 7)

-14

Роберт Уэстбрук (1917–1944) завершил летную подготовку в августе 1942, и был направлен в 44-ю эскадрилью истребителей Р-40, которую в январе 1943-го перебросили на Гуадалканал для борьбы с японской авиацией. Уже 27 января при перехвате эскадрильей японских бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей, Уэстбрук сбил А6М «Зеро»; 13 февраля при сопровождении бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» он расправился с другим «Зеро». Следующие 2 «Зеро» Уэстбрук уничтожил 7 июня в ходе перехвата его эскадрильей группы из 40 японских истребителей, шедших к Гуадалканалу. А 12 июня у острова Рассел северо-западнее Гуадалканала он сбил пятый «Зеро», заработав титул аса. 1 июля прикрывая корабли, высаживавшие десант на Новую Джорджию, Уэстбрук уничтожил поплавковый истребитель A6M2-N и очередной стандартный «Зеро». Это были его последние (6-я и 7-я) победы на Р-40 – 44-я эскадрилья пересела на двухмоторный истребитель Р-38 «Лайтнинг».

За октябрь 1943 – январь 1944 ставший командиром 44-й эскадрильи майор Уэстбрук уничтожил еще 8 японских самолетов, и в мае пошел на повышение: возглавил 347-ю истребительную группу. Продолжая летать на «Лайтнинге», он до октября 1944 сбил еще 5 истребителей (3 из них – в одном боевом вылете). 22 ноября недавно ставший помощником командующего 13-й Воздушной армии подполковник Уэстбрук возглавил группу, атаковавшую японский морской конвой в заливе Макассар. «Лайтнинги» штурмовыми ударами потопили или серьёзно повредили 13 судов; но при штурмовке японской канонерской лодки Р-38 Уэстбрука был сбит зенитным огнем и рухнул в воду...

Всего за время Второй мировой войны Уэстбрук совершил 367 боевых вылетов, и уничтожил 20 японских самолётов (7 на P-40 и 13 на P-38 «Лайтнинг»).

НАЧАЛО: Американские истребители Р-36 и Р-40 (01). «Ястреб» - предок «Топора»

ОКОНЧАНИЕ: Американские истребители Р-36 и Р-40 (08). Асы советских «Топоров»

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.