Вот кто бы мог подумать, что буквально в сорока километрах от Москвы, почти под боком у Шереметьево, когда-то собирали самые настоящие Mercedes-Benz? И не пара машин «для отчётности», а целый завод работал.
А история, между прочим, весьма примечательная. В 2016 году решили строить, через год положили символический первый камень, и вот — весной 2019-го запустили конвейер.
По нашим временам — почти молниеносно. Но продержалась эта красота недолго: в марте 2022 года линия встала. Немцы свернули удочки и ушли — без всяких обещаний «возможно, вернёмся». В отличие от той же Renault, которая, как известно, оставила себе возможность вернуться обратно.
Mercedes ушёл окончательно. Уже осенью того же года весь завод со всеми офисами и сервисами продали российскому дилеру. И тот, понятно, не стал держать пустые стены просто так — деньги-то вбуханы немалые. Начался поиск нового «арендатора» конвейера.
И такой нашёлся. На смену «немцам» пришли «китайцы» — марка Exeed. Да-да, та самая, что позиционируется как люксовое направление Chery. Если совсем грубо — как Lexus у Toyota. Только китайский. То есть те же корни, но чуть больше глянца.
Интересно, что первые слухи о запуске Exeed на этом самом заводе начали просачиваться в прессу только в прошлом году, а уже сегодня собрали около 15 тысяч машин. Такие темпы — как для проекта с нуля — действительно впечатляют.
Но вот в чём вопрос: а надо ли нам столько этих самых Exeed? Особенно учитывая, что они не из дешёвых. Марка в России появилась ещё до 2022-го, но тогда интерес к ней был, мягко говоря, скромный. Одно дело — дешёвый китайский седан, который берут из-за цены и напичканности. Мол, ну и пусть он подржавеет, зато есть мультимедиа, люк и кожаные сиденья. Другое дело — люкс по цене корейского кроссовера. Тут уже и спрос другой, и требования повыше.
После того как с нашего рынка ушли привычные игроки — японцы, немцы, корейцы — для китайского «почти люкса» настал звёздный час. Ну а что, конкурентов-то не осталось. Maybach, конечно, всё ещё можно заказать, если очень хочется, но это уже совсем другой уровень. А вот те, кто раньше брал Hyundai Santa Fe или Subaru Outback, теперь волей-неволей смотрят на Exeed.
И это сработало. В 2023 году бренд буквально рванул — продали 25 139 автомобилей всего за восемь месяцев. Это вывело марку в топ-5 по продажам. Самый популярный — LX, минималка от 2,2 млн. А топовый VX и вовсе переваливает за 5 млн.
Но сказка, похоже, не затянулась. Уже в начале 2025 года стало понятно, что рост притормозил: всего 3100 машин за январь-февраль. Для сравнения — в прошлом году за этот же период было более 6100. Минус почти 50%! Хуже динамика только у Geely, у них падение на 46,8%.
Плюс просели дилеры. В 2024 году Exeed закончил с 115 автосалонами — минус 4,2% от прежнего числа. Мелочь? Может, но на фоне того, что JAC и FAW потеряли по 13–16% — вроде бы не так страшно. Но есть нюанс: в некоторых регионах, как в Пензе или Саранске, сервисов теперь попросту нет. Людям приходится ехать на ТО за 300 километров. Вот и вся премиальность.
Так что всё не так однозначно. С одной стороны, завод под Москвой заработал, производство пошло, бренд развивается. С другой — спрос может не выдержать темпа. Если делать ставку на крупные объёмы, рискуешь не продать. Если ограничиться малыми партиями — непонятно, когда и окупятся ли вложения.
Но выбирать-то особо не из кого. Поставщиков осталось немного, а кто-то должен заполнять освободившуюся нишу. Вот и собирают на бывшем заводе Mercedes китайский люкс.
А что Вы скажете на этот счет? Делитесь своим мнением в комментариях. Будет интересно почитать!
Если было интересно, то подписывайтесь на канал и ставьте лайки.