Вода — это три вещи. Необходимость. Повсеместность. И одно и то же содержимое в каждой бутылке.
ИИ — как вода.
Точнее, генеративный ИИ — как бутилированная вода.
Переведено, но не озвучено командой LearnMore.tech с сайта https://www.nfx.com/, далее от лица авторов статьи
За последние полтора года мы изучили сотни стартапов, работающих на уровне приложений с генеративным ИИ. Многие из них под капотом практически идентичны. Это реальность: прямо сейчас сто команд пытаются создать то же самое приложение, что и вы. Плюс на ваш рынок нацелятся крупные игроки.
Раньше технологии были ключевым отличием стартапов. Мы думали, что если ты можешь создать то, что никто другой не может, это защитит тебя — пусть не навсегда, но хотя бы на время.
Но в мире ИИ технологии больше не дают защиты. Технологическое преимущество в ИИ — это исчезающее преимущество. (Если только у вас нет чего-то, что впечатлило бы Андрея Карпати — в таком случае, дайте нам знать).
Сейчас основателям нужно полностью пересмотреть, что для них означает дифференциация. Вам потребуется четкая и агрессивная стратегия победы.
Думайте о дистрибуции. (Но крупные игроки съедят вас и здесь, так что старые правила не работают.) Думайте о бренде, позиционировании, маркетинге, выходе на рынок, ценообразовании, сервисе. Вам нужно найти ключевое преимущество — то, как вы создаете ценность для пользователей так, как никто другой. Вам нужно сфокусироваться на эмоциях и потребностях тех, для кого вы строите продукт.
Дайте им «зачем». Дайте то, что им нужно… или хотя бы то, что они считают нужным.
И если люди смогли сделать это с бутилированной водой, мы сможем сделать это с крупнейшим технологическим прорывом за последние 14 лет.
Проблема: Технологическая дифференциация стремится к нулю
Когда мы анализируем технологические компании, мы часто спрашиваем: в чем их технологическое преимущество? Что сложно скопировать?
Сейчас у ИИ-компаний очень мало способов отличаться на технологическом уровне. И тем не менее, многие следуют формуле:
(Данные + Модель) × UX = 🎉
Но этот трюк больше не работает.
Новая формула для ИИ-стартапа:
(Данные + Модель) × UX × (Дистрибуция + Воспринимаемая ценность) = Успех
Сейчас практически невозможно выделиться за счет данных и модели. Да, некоторые источники неструктурированных данных могут дать временное преимущество. Но в долгосрочной перспективе одних данных недостаточно. Что касается моделей — большинство из них взаимозаменяемы.
Что остается?
1. UX (Пользовательский опыт)
В крипто я часто говорил, что UX там — как «есть стекло». Никто так и не сделал его по-настоящему удобным. То же самое сейчас с ИИ: кто-то придумает неочевидный, странный, но гениальный способ его использования. (И это почти наверняка не будет чат-ботом).
2. Дистрибуция
У крупных игроков здесь огромное преимущество. Если ваш ИИ-стартап полагается на персонализацию через данные пользователей, вы проиграете: Facebook, Google и Microsoft уже владеют этими данными.
3. Воспринимаемая ценность
Это психологическая игра, и в ней у стартапов есть пространство для маневра. Даже самый банальный продукт можно наполнить эмоциональной ценностью — если правильно выстроить бренд.
Что индустрия бутилированной воды может рассказать нам об ИИ
В каждой бутылке воды — почти одно и то же. Но в США существует около 80 брендов бутилированной воды.
Люди могут пить воду из-под крана (90% водопроводной воды в США безопасны). Но они покупают бутилированную — благодаря маркетингу, дистрибуции и культурным трендам. Теперь это №1 среди напитков в Штатах.
Как это произошло?
История Perrier: Как вода стала роскошью
В 1850-х бутилированная вода продавалась как «лечебный» продукт — в США водопроводная система только развивалась.
К 1900 году это преимущество исчезло: водопроводная вода стала безопасной.
К 1970-м индустрия бутилированной воды фактически умерла.
Но затем Perrier — неудавшийся французский бренд — переизобрел себя. Они начали продавать воду как премиальный, сексуальный, модный продукт. С рекламой от Орсона Уэллса.
Результат:
1975: $3 млн продаж
1979: $200 млн
1992: покупка Nestlé
Как Coca-Cola и Pepsi захватили рынок
В 2001 Coca-Cola и Pepsi использовали свои мощности для производства… очищенной водопроводной воды (Aquafina и Dasani).
Благодаря дистрибуции они стали лидерами рынка — хотя их вода часто проигрывает по вкусу.
Новая волна: Liquid Death, Chlorophyll Water
Сейчас появляются новые бренды с еще более странным позиционированием:
Liquid Death продает воду в банках, как энергетики.
Bling H2O — «люксовая» вода за $55.
Вывод:
Даже в «мертвой» индустрии можно возродить спрос через бренд, маркетинг и новые ниши.
Что это значит для ИИ?
Мы достигли точки диффузии: базовые технологии ИИ стали доступными и взаимозаменяемыми.
У вас два пути:
- Создать новую индустрию на основе ИИ (как биотех или электромобили).
- Сделать ставку на бренд (как Perrier или Bored Apes в NFT).
Плохо ли, что ИИ стал «как вода»?
Только если вы этого не осознаете.
Те, кто понял это месяцы назад, уже ищут новые способы выделиться. Остальные рискуют проиграть.
Последний вопрос: Можно ли все же победить технологией?
Если у вас действительно есть уникальное технологическое преимущество — вы на вершине.
Но пока таких — единицы.
А значит, вам придется играть по этим правилам, если вы хотите остаться в игре.
От редакции LearnMore:
Подпишись на наш тг-канал, чтобы быть в курсе самых актуальных и интересных новостей в мире IT :)