Найти в Дзене
av.by

Ездить будем только на BELGEE и Lada? Эксперты дали прогнозы о том, что будет с авторынком дальше

Оглавление

В 2024 году на белорусском рынке новых автомобилей произошло множество разных изменений. И речь не только про его наполнение китайскими брендами, появление интересных новинок и трендов на электрический транспорт. Неизбежно авторынок затрагивают и изменения в законодательстве, сфере финансирования, а также влияние мировых тенденций. Мы решили подвести черту! Чем глобально отличился рынок в 2024 году, чего ожидать от 2025 года и в ближайшем будущем? А рассказали об этом эксперты автопремии «Маскот»!

«Маскот» — это ежегодная премия, миссия которой определить, какие автомобили 2024 года занимают главенствующие позиции в умах и сердцах людей и достойны признания и наград. Онлайн-голосование премии уже завершилось. На этом этапе интернет-пользователи отдали своё предпочтение понравившимся авто в рамках номинации. И тем самым смогли участвовать в розыгрыше классных призов! А теперь, с марта по апрель, наступил этап голосования экспертов — они голосуют за автомобили из топ-5 фаворитов первого этапа, объективно оценивая внешний вид авто, его параметры по соотношению цены и качества, соответствие характеристик ожиданиям.

Ежегодно для этой ответственной роли мы приглашаем ярких представителей автомобильной индустрии. Каждый из них обладает большим опытом и является настоящим профессионалом в своей отрасли! В этом материале познакомимся с экспертами нынешней премии «Маскот» и узнаем их мнение о рынке.

Дмитрий Макаревич — главный редактор av.by

-2

Путь в мир автомобилей у Дмитрия начался ещё со школьной скамьи: в 90-х он помогал отцу-автомеханику чинить и легковые машины, и даже трактор МТЗ-82. Свой первый автомобиль купил на площадке av.by в 2006 году, а в апреле 2010-го пришёл работать на портал редактором. Многолетнее изучение автомобилей и сотни проведённых тест-драйвов позволяют эксперту объективно оценивать достоинства и недостатки новых авто, опираясь на личный опыт и профессиональные знания.

— В 2024 году рынок новых автомобилей в Беларуси значительно вырос. Было продано более 52 тысяч машин, что в 2,3 раза больше, чем в 2023 году. Рост в основном связан с успешными продажами отечественного производителя, чьи автомобили составили более 53% от общего объёма. Здесь не могу не заметить, что цены на машины BELGEE остались стабильными в рублях. И это несмотря на значительные колебания курсов валют в течение всего календарного года.

Продажи других китайских брендов, таких как Exeed и Kaiyi, не оправдали ожиданий. Тех же седанов Kaiyi Е5 калининградской сборки, которые якобы должны были стать заменой «народного» Volkswagen Polo, продано менее 50 ед. А сейчас их вообще не найти в продаже: лавочка закрылась. Чуть лучше обстоят дела у Chery и BAIC, но ни одна модель из вышеназванных брендов не входит в топ-20 самых популярных в РБ. Весьма неплохие результаты продемонстрировали Haval и Dongfeng. Сохраняет стабильные позиции и Lada: модель Vesta продолжает входить в пятёрку самых продаваемых в стране автомобилей.

В 2024 году, несмотря на рост продаж, не все ожидания оправдались. Многие надеялись на расширение доступного ассортимента продукции из КНР. Кроме того, в стране не было по-настоящему громких автопремьер. Несмотря на показ новинок, многие из них остаются нишевым продуктом. BMW M5 (G90) или Geely Galaxy E8 вряд ли можно назвать доступными и удобными для повседневной эксплуатации машинами: дорого, непрактично — и ещё куча всяких но. Лично я ожидал возвращения китайского бренда Changan. На фоне значительного успеха Dongfeng и Voyah это виделось рациональным и вполне ожидаемым шагом. Увы, этого не произошло. Также пока не состоялось ранее обещанное открытие первого шоурума премиального бренда Avatr. Ждём-с...

Второй тренд года — электрификация. Электромобили стали популярны не только среди техногиков, но и среди возрастных водителей. Исходя из свежей статистики, в нашей стране уже насчитывается более 20 000 авто на электротяге. Правда, сюда же включены и последовательные гибриды. А это совсем не одно и то же.

-3

Мой прогноз на 2025 год для рынка новых автомобилей в Беларуси предполагает замедление роста. Основным фактором снижения объёмов продаж станет введение запрета на лизинг с привязкой к валюте. Этот инструмент был популярен у автодилеров. Ведь предполагал меньшую переплату, чем в случае с рублёвым кредитом. Кроме того, вступит в силу постановление Нацбанка, требующее от лизинговых компаний проверять кредитную нагрузку клиентов. Если она будет превышать 40% от дохода, компании обязаны отказать в лизинге. Ранее такие доходы, как дополнительные заработки, не учитывались, и это делало лизинг более привлекательным финансовым инструментом.

Ещё одним важным моментом является повышение утилизационного сбора, что в ближайшей перспективе приведёт к росту цен на новые автомобили. С учётом НДС это увеличит стоимость машин как минимум на 25—30%. Да, в начале года некоторые дилеры уже создали «подушку безопасности» — заполнили склады, чтобы максимально растянуть снижение продаж на фоне неизбежного роста стоимости. Но и эти объёмы не безграничны. Новый привоз априори будет дороже.

Больная тема — новые автомобили премиум-класса из ЕС. Они однозначно подорожают. Отдельные дилеры, которые ещё продолжают свою деятельность в РБ, уже заявили, что не планируют новых поставок в 2025 году: риски высоки, а спрос на фоне гегемонии куда более доступного «китайского люкса» постоянно снижается. А вот отечественный производитель нарастит свою долю на рынке как минимум до 60%. Косвенно на это указывают и планы руководства «БЕЛДЖИ»: предприятие планирует реализовать не менее 30 тысяч авто только в Беларуси.

Также в 2025 году белорусский авторынок может показать падение на 10—15% ввиду дальнейшего сокращения модельного ряда крупных европейских производителей. А найти достойных преемников, как мы уже видели на примере того же Kaiyi, не так и просто. Хорошую репутацию одним лишь «доступным прайсом» заслужить невозможно.

Сергей Мурашко — ведущий и тест-пилот «Автопанорамы»

-4

Интерес к автомобилям появился в 13 лет, а началось всё с дедушкиных «Жигулей». Считал дни до 18-летия, чтобы получить водительское удостоверение. Первую машину купил в 20 лет. Со временем Сергей увлёкся и ремонтом авто. Позже занялся доставкой авто из-за рубежа, оказывал услуги по автоподбору. В 2008 году стал сначала народным тест-пилотом «Автопанорамы», а через три года — штатным пилотом и ведущим программы.

— На мой взгляд, ситуация на рынке новых авто повторяет то, что было в 2022 и 2023 годах. Нынешний год идёт примерно в том же русле, по крайней мере пока, в связи с известными событиями. Моё мнение вряд ли будет единственным — у нас происходит замещение европейских брендов китайскими. Но, по правде говоря, я считаю, что это не лучшая ситуация для рынка, хотя бы если рассматривать долгосрочную перспективу. Объясню: у меня не раз заказывали подбор китайских автомобилей на вторичном рынке. К сожалению, почти не удавалось найти «живой» вариант. На моё удивление, некоторые китайские автомобили с пробегом до 100 тысяч уже в неприглядном виде: проблемы с антифризом, «мокрый» кузов, не подлежащий ремонту мотор. Считаю, что с точки зрения ценовой политики всё тоже грустно. Однако на рынке тем не менее есть нормальные китайские авто.

Наш рынок плотно зависит от российского. Ожидать ли в России позитивных изменений? Это большой вопрос. Не думаю, что в ближайшие три года вернутся зарубежные бренды и возобновятся производства в России. Упор будет делаться на китайские автомобили, мы будем выбирать что-то из них.

Другой вопрос — многое на рынке в 2025 году и далее будет решать доступность финансирования. Не секрет, что сейчас ставки по кредитам значительно выросли. А некредитные программы на определённые марки китайских авто уже не кажутся такими привлекательными, какими были хотя бы даже в прошлом году. Возможно, в этом году могут «выиграть» те дилеры, которые будут предлагать, во-первых, доступные автомобили, во-вторых, дешёвые кредиты. Это может существенно изменить расстановку сил на рынке.

Кирилл Макаревич — директор автосалона «Честные Авто»

-5

В автомобильной сфере уже более 15 лет. Начал свой путь с детейлинга, а затем перешёл в продажи, получив опыт работы в автосалонах Минска. В 2011 году открыл свой автосалон, где с 2014 года занимал роль директора и развивал бизнес. В компании также были СТО и детейлинг. С марта 2023 года присоединился к группе компаний Ringo в качестве специалиста по развитию автобизнеса, а сегодня является директором ООО «Честные Авто» (автосалон Ringo Auto).

— В 2024 году рынок новых автомобилей в Беларуси показал значительный рост, несмотря на ряд сложностей. Одной из главных проблем была нехватка импортных автомобилей из-за перебоев с поставками, что ограничивало выбор и увеличивало сроки ожидания. Тем не менее дилеры быстро адаптировались, активнее продвигая автомобили отечественного производства, что позволило компенсировать дефицит и удержать спрос. Кроме того, рынок стал более доступным благодаря выгодным условиям и скидкам, что сделало покупку автомобиля проще для многих. Важно отметить и рост интереса к электромобилям, который стал одним из ярких трендов 2024 года.

В целом, несмотря на трудности, рынок новых автомобилей показал хорошие результаты, подтверждая, что автомобильная отрасль в Беларуси продолжает развиваться, вопреки вызовам.

Рынок, вероятно, продолжит рост, а Geely, Chery и Haval сохранят лидерство благодаря выгодным ценам. Финансирование (автокредиты, лизинг) может стать ещё доступнее, что упростит покупку авто. Сегмент электромобилей имеет шансы на развитие, особенно при поддержке инфраструктуры и возможных льгот. Цены, скорее всего, останутся стабильными, но могут колебаться в зависимости от курса валют и поставок. Спрос на новые авто, вероятно, продолжит расти.

Дмитрий Новицкий — автомобильный эксперт, журналист

-6

Увлечение авто- и мототехникой у автомобильного эксперта и журналиста Дмитрия Новицкого началось с самого детства, когда в 11 лет он впервые сел за руль мотоцикла «Восход-2». С 16 лет работал в редакции «Автогазета». На первом курсе университета написал книгу про лучшие подержанные авто. После учёбы работал в журнале «АБС», затем стал главным редактором газеты «Автобизнес». Работал в автожурналах Москвы. В 2020 году эксперт начал развивать собственные соцсети. В его аккаунте в Instagram сейчас более 47 тысяч подписчиков.

— В 2024 году белорусский рынок автомобилей характеризуется интересной ситуацией. «Серый» рынок, представленный частными лицами, мелкими организациями и неофициальными дилерами, сыграл большую роль в насыщении рынка. Примером являются автомобили BYD, которые очень популярны в Минске и по всей стране, несмотря на то, что ни один из них не был привезён официально. Интересно, что людей не беспокоит отсутствие гарантии или официального пиара. Это довольно неожиданно, и если бы кто-то сказал 10 лет назад, что белорусы массово будут покупать новые машины без гарантии, я бы не поверил.

Ситуация на рынке в целом хорошая для отечественного бренда BELGEE, но не очень для других марок. Введение утилизационного сбора и льготных кредитов помогает местным производителям и ограничивает пространство для манёвра иностранных марок. Думаю, что BELGEE и Lada останутся лидерами продаж в ближайшие годы.

Что касается будущего рынка, то мой оптимизм скорее осторожный. Несмотря на отсутствие повышения утилизационного сбора для физических лиц, ситуация остаётся сложной. Если человек хочет купить что-то специфическое, например, Volkswagen Caddy на метане, ему придётся либо привезти машину самостоятельно, либо столкнуться с трудностями. Кредиты действуют, но рынок не должен быть слишком ограничен, иначе это оставит место только для двух брендов, что, конечно, не является идеальным сценарием для разнообразия предложений.

Виктория Бейчик — автоблогер компании WESTMOTORS, автомобильный эксперт

-7

Была приглашена в компанию WESTMOTORS, чтобы рассказывать о машинах и представить женскую точку зрения. Этот шаг стал экспериментом как для неё, так и для компании. С тех пор Виктория работает в этой сфере уже два года. Она быстро влюбилась в атмосферу и философию автолюбителей. Энергия комьюнити и страсть людей к автомобилям вдохновляют её.

— Для меня 2024-й запомнился как год китайских автомобилей — их стало очень много на дорогах, и о них активно говорили. В 2024 году автопроизводители начали больше экспериментировать и создавать более интересные и инновационные модели, что добавило разнообразия на рынке. Однако, хотя китайские автомобили активно заходят на рынок, они пока не завоевали полного доверия у потребителей. Несмотря на это, несколько китайских брендов, таких как Li, Voyah и даже Xiaomi, выделились новыми моделями, которые завоевали своё место на рынке. Конечно, Geely давно зарекомендовал себя, но в целом китайские марки ещё не достигли уровня доверия в сознании белорусов.

В 2024 году на рынке новых автомобилей появилось много интересных моментов. Во-первых, люди получили больший выбор, что безусловно круто. Среди брендов я бы выделила Voyah, а также BYD (продаётся неофициально в Беларуси. — Прим. ред.), который завоевал рынок электротранспорта, особенно в коммерческом секторе. Эти автомобили отлично подходят для такси и доставки, сочетая доступность и функциональность. Также люди всё больше переходят на гибридные автомобили, поскольку они внушают доверие и являются более удобными для повседневного использования. Для коммерческих целей люди всё чаще выбирают электрические и гибридные модели, а для личного пользования гибриды уже становятся популярными.

-8

— По моему мнению, в ближайшем будущем рынок новых автомобилей вступит в эру тестирования. Мы увидим, какие модели «выживут» и станут популярными, а какие не приживутся на нашем рынке. Это процесс проб и ошибок. Также, надеюсь, наладится ситуация с запасными частями, особенно для китайских автомобилей. На данный момент у людей есть опасения по поводу нехватки деталей, но с развитием рынка ситуация улучшится.

Илья Иванов — руководитель отдела маркетинга «Автостронга», видеоблогер

Работал журналистом на автомобильном портале, ездил на различные заводы и обозревал машины. Позже стал индивидуальным предпринимателем и занимался интернет-рекламой. В «Автостронге» Илье и его команде удалось создать популярный проект — одноимённый YouTube-канал про машины.

— В 2024 году рынок автомобилей стал гораздо более осознанным и зрелым. Люди начали лучше разбираться в китайских марках и понимать, какие из них действительно представляют собой премиум-классы, а какие — массовый сегмент. Однако остаётся определённая группа людей, которая по-прежнему предпочитает покупать подержанные европейские автомобили, часто переплачивая за них. Это касается в первую очередь тех, кто считает, что европейские машины стоят своих денег, несмотря на то, что китайские аналоги могут быть значительно дешевле и, по сути, не уступать по качеству.

Что касается будущего, ожидается, что тренд продолжится. Китайские автомобили будут всё чаще покупаться, потому что они значительно дешевле европейских аналогов, которые часто продаются по завышенным ценам.

Когда узнаем итоги премии «Маскот»?

Это станет известно на финальном этапе, когда определятся автомобили-победители по мнению потребителей и по мнению экспертов по сумме наибольшего количества набранных баллов. Кстати, здесь можно посмотреть, какие авто выиграли в прошлом году.

Итоги и победителей автопремии «Маскот» озвучат на праздничной церемонии награждения в конце апреля этого года. Вы также сможете посмотреть её в прямом эфире на онлайн-трансляции. Также на церемонии разыграют призы.

ПАРТНЁРЫ ПРЕМИИ «МАСКОТ»

Генеральный партнёр премии — Ikon Tyres

-10

Ikon Tyres — современный высокоавтоматизированный завод по производству шин. Производственная мощность составляет 17 миллионов шин в год. Продуктовый портфель представлен зимними и летними шинами для легковых автомобилей, внедорожников, минивэнов и лёгких грузовиков. Премиальная линейка — Ikon Autograph, среднеценовая — Ikon Character (ранее Ikon Nordman).

Шинный завод Ikon Tyres в городе Всеволожске (Россия) является частью бизнес-направления «Шинный бизнес» группы «Татнефть», которое включает также шинный завод Tengri Tyres в городе Сарани (Казахстан) и резинотехнический завод Birinchi Rezinotexnika Zavodi в городе Ангрене (Узбекистан). На всех трёх предприятиях внедрены единые стандарты качества производства и продукции, соответствующие мировым практикам в шинной индустрии.

Предсказуемость управления и безопасность каждого участника дорожного движения всегда находятся на первом месте. Ikon Tyres — ваш надёжный партнёр на дороге.

Партнёр премии — Ringo

-11

Ringo — группа компаний со специализацией на финансировании и автотранспорте. Услуги лизинга, микрофинансирование, выкуп автомобилей и комиссионная продажа на собственной площадке. Здесь знают, как сделать ваш опыт покупки или продажи автомобиля безопасным и приятным.

Ringo — больше, чем лизинг!

Партнёр премии — ОАО «Белагроздравница»

-12

«Белагроздравница» — это 8 санаториев по всей Беларуси, которые помогают не только отдохнуть и зарядиться, но и получить профессиональное санаторно-курортное лечение и оздоровление. Более 40 лет санатории «Белагроздравницы» открыты для вас, и за это время они наработали отличный опыт и собрали только положительные отзывы от посетителей. Сеть санаториев «Белагроздравница» — отличное место для отдыха и оздоровления всей семьи круглый год!

Информационные партнёры «Маскот-2024»:

  • myfin.by — финансовый маркетплейс;
  • «Метро-ТВ» — мультимедиа в метро;
  • Realt — удобный сервис по поиску недвижимости;
  • Pressball — всё о спорте здесь;
  • ProCyber.me — киберспорт и развлечения без границ;
  • ticketpro.by — билеты на культурные и спортивные события Беларуси;
  • Blizko.by — свежие новости Беларуси и каталог компаний Минска;
  • «БелМаршрут-ТВ» — телевидение в маршрутках;
  • smartpress.by — без нас далеко не уедешь. Почитай. Насладись. Вдохновись. Заводись!;
  • Dosug.by — медиа о развлечениях и онлайн-каталог заведений Минска;
  • 024.by — актуальные новости Беларуси и мира;
  • Relax.by — портал о развлечениях и городской жизни.

mascot.by, 8029 693-77-77, срок проведения: 17.02.2025 — 30.05.2025 (включая период выдачи призов).

Фото: из личных архивов героев материала.