Развитие авиационной промышленности в Румынии началось в середине 1920-х гг. Перед Второй мировой войной в стране насчитывалось четыре крупных авиационных завода, основным из которых был завод IAR. После войны работал всего один завод, на котором в основном строились легкие самолеты и планеры. В начале 1960-х гг. имелось уже два завода. В 1968 г. авиационная промышленность была реорганизована, и к 1986 г. в стране работали уже семь крупных авиазаводов. На них строились самолеты своих конструкторов, а в большей части — по лицензии. Наиболее современным самолетом, разработанным отечественными конструкторами, стал учебно-боевой самолет «Сойм» («Сокол»), предназначенный для румынских ВВС.
Работа над этим самолетом началась в начале 1980-х гг. Проектирование велось Авиационным институтом INAv, расположенным в Бухаресте. Реактивная машина внешне была очень схожа с английской машиной «Хоук» аналогичного класса. Несмотря на то, что Румыния являлась членом Варшавского договора, в области оснащения вооруженных сил боевой техникой Чаушеску проводил независимую политику, иногда идущую вразрез с «генеральной линией» Варшавского договора. Румынский самолет создавался параллельно с повой модификацией чехословацкого «Альбатроса», который оснащался западным двигателем и оборудованием.
Ятя будущего самолета была закуплена лицензия на производство английского двигателя «Вайпер» фирмы «Роллс-Ройс». В 1983 г. модель самолета была продемонстрирована на авиационном салоне Ле Бурже под Парижем. В том же году на авиастроительном заводе в г. Красва началась постройка трех прототипов «Сойма». 21 декабря 1985 г. первый опытный самолет S-001 поднялся в воздух. Вскоре к испытаниям присоединился и второй экземпляр машины. После всесторонних испытаний в 1988 г. началось серийное производство этих машин. Первая серия состояла из 20 учебно-боевых самолетов IAR-99 «Сойм». В 1991 г., совместно с американской фирмой «Джаффе Эркрафт», были заказаны еще две машины, предназначенные для отработки нового БРЭО. Закончить эту работу так и не удалось, обе недостроенные машины находятся на заводском хранении.
В начале 1990-х гг. израильская фирма 1AI предприняла попытку модернизировать авионику самолета. Модернизированный самолет IА К -109 «Свифт» совершил первый полет в ноябре 1993 г. Вторая опытная машина этого типа была испытана в Израиле на аэродроме фирмы Белек. После этого было решено ранее построенные самолеты IAR-99 доработать под новую авионику. Первые доработанные машины стали поставляться ВВС Румынии в 2001 г. Сейчас только 13 самолетов IAR-99 продолжают эксплуатироваться в ВВС страны. На базе самолета «Свифт» предполагалось создание экспортного варианта 1AR-109TF, предназначенного для использования в качестве учебно-тренировочного, а также легкого штурмовика.