Найти тему
N5E

Иж Планета Спорт: взлет популярности в СССР и бесславный конец – как сложилась судьба одного из самых перспективных советских мотоциклов

Всем привет. Наверное, немало таких, кто критикует автомобильную промышленность Советского Союза. Дескать, ассортимент машин был достаточно скудным, а ожидать их конечному получателю приходилось годам. Однако в том, что касалось мотоциклов, то по этой части в СССР было все вполне неплохо – сформировалась даже, особая мотокультура и это также, довольно похвально, учитывая то, что советские граждане существовали в условиях тотального занавеса от развитых стран. И вот, была такая модель – Иж Планета Спорт. Дебют мотоцикла пришелся на 1973-й год. Стоит напомнить, что 70-е годы были годом процветания для СССР. И к новинке граждане отнеслись весьма тепло. Однако со временем Иж Планета Спорт полностью лишился симпатий со стороны соотечественник и бесславно канул в лету. Впрочем, что стало причиной этому? Далее вы об этом узнаете.

Но прежде, хотелось бы посоветовать вам ставить палец вверх данной публикации – в том случае, если она вам понравилась либо заинтересовала. Также, не забывайте подписываться и на канал. Основная суть оформленной подписки заключается в том, что вы сможете видеть свежие статьи канала в верхней части ленты рекомендаций и всегда будете оставаться в центре актуальных событий. Продолжим.

Итак, как уже было подмечено ранее, серийный выпуск Иж Планеты Спорт состоялся в 1973-м году. На тот момент, это было очень кстати, ибо Советскому Союзу, просто, надо было чем-то ответить на экспансию со стороны Чехословакии – те же Явы и Чезет уже несколько лет набирали популярность и становились мечтой многих советских граждан, а вот, отечественная техника находилась не в роли лидеров, а в качестве фаворитов и даже, аутсайдеров. И этот ответ дал Иж.

Модель Планета Спорт стала одним из лучших примеров того, как можно создать в условиях западного давления и ограничений концепцию одного из лучших дорожных мотоциклов – за пример взяли японскую Ямаху, при этом советские инженеры применили на ПС ряд импортных комплектующих. В частности, речь идет о светооптике Хелла, японском карбюраторе Микуни, а также импортной электрике, системе подачи топлива.

При этом Иж Планета Спорт получился крайне симпатичным мотоциклом. Он обращал на себя внимание за счет красивых навесных панелей, обилия хрома и приземистому силуэту. Поэтому, да, советским инженерам удалось сделать чудо.

-2

При всем при этом, мотор объемом 350 кубиков развивал изначально, около 36-38 лошадиных сил. Это обеспечивало мотоциклу отличную динамику ускорения и впечатляющую максимальную скорость.

Словом, данный мотоцикл сумел впечатлить советских граждан и примерно, до 1976-го года о нем мечтали многие. Но потом… начался спад популярности модели. И было это вызвано, в первую очередь, отказом от импортных комплектующих – возникли проблемы с их поставками, поэтому на отечественные аналоги пришлось менять и оптику, и седло, и тот же карбюратор.

В результате, Иж Планета Спорт стал не только тяжелей, но и менее мощным – в лучшем случае, мощность мотоцикла достигала 28-ми «лошадок» и это негативно отразилось на динамике ускорения. Да, ПС был по-прежнему, быстрей Явы 350-634, но после замены некоторых элементов подвески и ходовой части, его поведение на высоких скоростях стало слабо предсказуемым – появилось рыскание, а подвеска откровенно «козлила», ухудшилось сцепление колес с дорогой. И из-за этого, ездить на высокой скорости стало небезопасно. Ява же, вновь, вернула себе звание самого сбалансированного мотоцикла и лишь укрепилась в своем влиянии на советских граждан.

После 1980-го года цены на Иж Планету Спорт были уже очень высокими, поэтому в 84-м году производство модели было свернуто. Оно оказалось, попросту, невыгодным, да и желающих его купить резко поубавилось.

Вот так, бесславно, и закончился серийный путь Иж Планета Спорт. Конечно же, очень жаль, ибо при должном подходе и работе над ошибками, данный мотоцикл стал бы легендой и вошел в историю. Но успехи модели оказались локальными и помнят о нем лишь те, кто застал те времена воочию.

А как вы относитесь к данному мотоциклу? Поделитесь своим мнением в комментариях. Всем спасибо за внимание.