Виктор Степанович
Мы с авиатехником Анатолием К., летим рейсовым "Илом", чтобы забрать вертолёт из ремонта. Он находится в авиаремзаводе, в Актюбинске. Предстоит принять винтокрылую машину, облетать, и перегнать в Караганду.
На улице - начало лета. Погода «шепчет», и мы с хорошим настроением впервые приняв без замечаний вертолет из ремонта, ставим "в план" на завтра, перелёт на всю глубину маршрута. А маршрут наш «Актюбинск - Кустанай – Целиноград – Караганда».
Утром, «на метео», девочки говорят улыбаясь:
- Вам - погода лётная, ветерок - попутный, всё - хорошо!
- Девочки-красавицы! Напишите нам прогноз до Караганды через Орск, Кустанай, Атбасар, минуя Целиноград – жмурюсь ласково в ответ.
Но, девочки неожиданно заартачились. В Актюбинске быстрее выпросишь чего другого, чем прогноз. Я имею в виду – снега.
Их запугали здесь, всякие высокие комиссии, донельзя, и «не на ровном месте» кстати. Просто юго-юго-восточнее Актюбинска есть горушки под названием «Мугоджары». Вроде бы ничего особенного, есть горы и побольше, но в этих горушках уже «положили» немало вертолётов и самолётов с пятидесятых годов и до нашего времени.
Очень коварные горушки. В них погиб и мой сосед – пилот такого же вертолета в 72 м, и с ним – вся дежурная смена компрессорной станции, состоявшая как на грех из одних женщин.
Короче говоря, там же лежит «куча» других типов, включая старика По-2.
Как случится авиапроишествие - «порют во весь рост метео» в первую очередь.
А синоптиков тоже можно понять, ведь территория, на которую нужно писать объективный прогноз, не просто большая, она - огромна!
И очень трудно видимо, учесть все каверзы погоды, особенно в осенне-зимний период.
Так что не получилось у меня, «выпросить прогноз на всю глубину маршрута», но до Кустаная дали и, спасибо им!
Взмыли мы в воздух с рассветом, с Толиком К. – авиатехником - спокойным, уравновешенным, золотозубым парнем, и пошли на восток-северо-восток.
Солнышко только что встало из-за горизонта, и приветливое, ещё не слепящее, освещало нам путь.
Красота отсюда, с верхотуры – вы себе не представляете какая! Всё вокруг зЕлено, ещё не успев выгореть. Приятная прохлада с запахом трав вливается через щель сдвинутого блистера, в кабину.
Много несет в себе положительного, нахождение ранним утром высоко в небе, да замечательным летом. Чего стоят пьянящие запахи, бескрайних казахстанских полей! Да и горизонт впереди, манит бесконечно убегающей от тебя линией, хоть и стремишься догнать, и заглянуть «за...».
В общем, здОрово братцы! - можете мне поверить.
До Орска дошли "за копейки" – меньше часа.
Чем мне нравится и всегда нравился Орский аэропорт, так это - спокойствием, отсутствием суеты и, «проси чего хочешь».
- Можно сразу на перрон сесть?
- Можно!
- Можно без захода в АДП (аэродромный диспетчерский пункт)?
- Можно – говорят. - Заправку вам выслали.
- Спасибо! Видим.
Заправившись «по быстрому, но выдержав регламент», жму кнопку «Радио»:
- Борт такой-то. Принимаю «Решение на продолжение полёта по радио», прогноз и необходимую подготовку – имею. Запас топлива на три часа сорок минут. Вылетаем без запасного аэродрома, аэродром назначения – «Кустанай-Центральный». - Разрешите запуск двигателей?
- Разрешаем – говорят.
- Ну не красота ли?!- восклицаю, и жму кнопку «Запуск».
Имея керосинчику полные баки наклоняем «нос» энергично взлетая и, ввинчиваясь в небо идем «на Кустанай». "Плечо" впереди, ждет приличное - под пять сотен километров.
Несколько лет назад, когда шли из дома «севером Казахстана» - через Орск на Актюбинск, в Караганде попросился к нам на борт местный РП (руководитель полетов).
У него родители оказывается, живут в Орске. Дядька довольно занудный, и к вертолётам «неровно дышаший» - в отрицательном смысле. Так мы его до самого Орска везли на небольшой высоте, и он имел возможность любоваться природой с высоты ста метров.
Не пугали человека ни кренами, ни резкими движениями - просто «ехали себе и ехали», как на скоростном поезде над Землей-Матушкой.
Он, когда в Орске выходил, сказал, что это был лучший и красивейший полёт за всю его жизнь.
- Не похоже, что просто так сказал - по глазам вижу.
Ну что ж, хорошо, что у кого-то ещё отношение к вертушкам изменилось в лучшую сторону!
Мда-аа. Идём значит мы, в утреннем небе, уже больше полутора часов. Машинка – как «ласточка»!
Толик слушает «радио Маяк» растянувшись на диване, сзади меня, а я - «нюхаю каков ветерок»: «Путевая скорость» под сто восемьдесят километров в час, и это - хорошо!
Можно, конечно и лучше.
Проходим «поворотный пункт Джетыгора», и доложив о его пролёте прошу по радио аэродром Кустаная, заказать нам прогноз до Караганды, через Атбасар и на всякий случай через Целиноград, к моменту прилёта.
- Сделаем! До связи! – отвечают.
- Вот спасибо! - думаю про себя и радуясь покладистости Службы воздушного движения.
Я рассчитываю вылететь от них тоже без захода в АДП - это большая экономия времени, а она (экономия) мне нужна позарез, чтобы хватило и «рабочего и светлого времени». Просто, очень хочу успеть, проскочить этот маршрут за сегодняшний световой день, который обычно проходим за два. Мне очень нужно. Потому и спешу.
Погодка «звенит», скорость - с выработкой топлива растёт, настроение тоже, прямо пропорционально скорости.
Прослушиваю метеоканалы: везде «люкс». Что нам и нужно.
Времени - «вагон», можно и «Маячок» послушать.
Редчайший случай! - поют на молдавском дуэтом, София и её сестра, Аурика Ротару.
Незнакомый язык, но так красивы мелодия и голоса!
Чем-то схоже с певучим говором, на «радио Монтекарло», в семидесятых….
Всё-таки, неожиданно красивая песня или музыка, в спокойном и безмятежном полете, когда ты один в небе, «сам на сам» - очень приятный и дорогой подарок. В молодости, также в длительном перелете на поршневом Ми-1, я услышал вдруг, в наушниках, впервые, чистый и красивый голос Коли Гнатюка и его «Малиновый звон». Помню и люблю эту песню до сих пор, хоть и прошло много лет...
Вспоминаю, улыбаясь, как однажды в такой же перегонке вертолета, летом же, заслушавшись «Маяком» забыл установить переключатель на щитке управления радиокомпасом из положения «компас» в положение «антенна», и подворачивая незаметно для себя, к направлению указываемому «золотой стрелкой», уклонился в сторону. Широковещательная радиостанция Маяк находилась в стороне от маршрута, и радиокомпас, включенный в дежурный режим, указывал на неё вместо приводной радиостанции аэродрома назначения.
А ориентировку вёл Миша – авиатехник, находившийся со мной на борту. Он - «спортсмен-ориентировщик на местности» и умеет работать с картой.
Миша попросил разрешения «поработать штурманом» в этом полёте, и я - разрешил. Но вскоре, пилотируя и автоматически контролируя параметры, вовремя спохватываюсь, увидев, что Миша уронил карту на колени и спит, а гора, «которая должна быть справа», почему-то оказалась слева. Мы вовремя вернулись на «линию заданного пути» и пришли в Кокчетав, с десятиминутным опозданием.
В памяти всплыл тут же, смешной случай, когда нас «потеряли» несколько месяцев назад. Я тогда перегонял «вертушку» домой - в Алма-ату, из Актюбинска. И мы пошли степным прямым маршрутом через Тургай, на Джезказган.
А после дозаправки в Тургае «попросил» у Службы управления воздушным движением 1500 м на Джезказган, и когда «засёк» скорость – поразился: она была под 200 кмч!
Подумав, «прошу» ещё повыше – 2100, и путевая скорость выросла до 240 километров в час. На высоте, ветер сильней и дует в основном с запада на восток. А при такой скорости нам хватает топлива до Жайрема, без захода в Джезказган.
Запрашиваю у Джезказгана разрешение следовать «напрямую», и прошу заказать прогноз на борт, до аэродрома Балхаш, с посадкой в Жайреме. Мне тогда хватит времени до Балхаша, а если постараться и «притопить», можно и до Алма-аты дотянуть. И это - будет рекорд дальности перелёта, за один день, на моем вертолетике - больше двух тысяч километров.
«Джезказган отвечает», немного погодя:
- Держите курс пока на нас, побудьте на связи - сейчас запросим вам, разрешение до Жайрема.
- Ну уж фигушки! – бормочу и передразниваю про себя - "курс на нас!"
Мы, лучше подвернем сразу на Жайрем, так оно вернее будет, а к вам - я всегда успею. Тем более, что связь веду по коротковолновой радиостанции станции и «пеленг на меня» - они «не видят». То есть, только слышат наш борт, ведь пеленгатор не работает на коротких волнах.
«Джезказган решал» минут пятнадцать-двадцать, и наконец выдал:
- «Разрешаем вам, напрямую. Пишите прогноз".
- Пишу.
Через пару минут снова выхожу на связь:
- Борт прогноз принял. Остаток топлива на час сорок минут, принимаю решение следовать на Жайрем. Без "запасного". Посадку рассчитываю во столько-то.
- Посадку в Жайреме доложить! - говорят доброжелательно.
- Понял, посадку доложить – отвечаю обрадовано.
Ур-ра! Вперёд!
Слышу в эфире, что в Жайреме на заправку Валера Д. на «Ми-8» мостится, и умильно мурлычу:
- «Валерчик, пропусти меня вперёд. Время поджимает».
- Какой разговор! Давай! – говорит коллега, и активно плюхнувшись на посадочную полосу быстро рулю, вбив как гвоздь вертушку, между заправочными колонками.
Быстренько заправляюсь - спасибо земляку!
А из Алма-аты в это время, мой командир эскадрильи звонит в Актюбинск:
- Где борт такой то?
Ему отвечают:
- Улетел давно!
Тогда он звонит в Тургай, а там ему говорят:
- Прошёл на Джезказган, вместо …«пошёл на Джезказган» То есть – подразумевая этой краткой фразой, «что борт уже сел, заправился, вылетел и пошел дальше».
Комэска - парень настойчивый, звонит в Джезказган. Там ему отвечают:
- Такой то борт с Актюбинска, у нас не садился.
- Как так? Где же он тогда?
Снова звонит в Джезказган, теперь ему говорят:
- Да, был в нашей воздушной зоне. Но прошёл без посадки, на Жайрем и Балхаш!
- Что за чудеса!? Как эта «Чита-грита» может без дозаправки больше полутора тысяч км отмахать!?– «пытает» комэска диспетчера Джезказгана.
Там плечами пожимают:
- Не знаем, мол.
И только вторично позвонив в Тургай, командир - понял, что там имели ввиду, сказав «борт прошел».
До Балхаша-то мы тогда дошли, а вот до Алма-аты - маловато времени осталось.
Можно было бы пойти дальше, до родного ЭмВэЭловского аэропорта Баканас, в песках, и там заночевать.
Но, это уже – «не то», да и подустали мы оба, маленько. «Задница не железная!» - как говорится.
Заночевали в Балхаше, а дома по прилёту, отцы-командиры «пытали» потом: как удалось такое расстояние за день пройти?!
- «Попутный ветер» был хороший - говорю.
Мдаа.
Так вОт, Кустанай нам всё сейчас подготовил, и дал "добро" - дай Бог им здоровья!
Мы потратили на дозаправку двадцать минут, и уже несемся «задрав хвост», на Атбасар - небольшой городок чуть меньше четырехсот километров юго-восточнее Кустаная, или в ста восьмидесяти северо-западней Целинограда.
... «Ат», по-казахски - «лошадь», а "басар" - это базар и есть.
- «Керосина в Атбасаре нет» – настойчиво предупредили нас, но я - знал, что там работает наша «Восьмёрочка».
- Неужто не дадут своим, маленько?! – внутренне надеясь, решил таки идти этим прямым путем, а не через Кокчетав на Целиноград.
И стоявшие "насмерть" диспетчеры в Атбасаре, услышав в эфире голос командира нашей вертушки, Серёжи Е. работавшего в тех краях по аварийно спасательным задачам и базировавшийся в Атбасаре (Спасибо ему. Он, ныне покойный -царство небесное): Ми-2 - заправить!- молча позволили залиться «под пробки».Что Толя и сделал, немедленно.
Ну и хорошо! И спасибо!
Однако, солнышко-то к заходу катится. Поспешать надо.
Только зачем нам теперь, Целиноград?! Керосина полные баки, и нам хватает «если срезать там, и подвернуть здесь», до Караганды. Ведь осталось чуть меньше четырехсот километров.
Знакомые места: здесь мы в паре с нашей Ми-8, дежурили, в паводок. Местное начальство имеет манеру обследовать масштабы паводка, начиная с самых низших чинов и доходят постепенно до самых высоких - в разумных пределах - по должностям конечно.
Красивые, бескрайние поля! - сверху хорошо просматриваются очертания бывших жилых стоянок местных кочевников, хоть время и стирает с лица земли, превращая в пыль, всё, в полном смысле этого короткого и ёмкого понятия...
У Омара Хайяма есть строчки - точно не помню, но смысл таков: «путник, отдыхая сидишь и плюёшь в землю.. ты ведь в глаза знатному эмиру плюёшь. Он теперь частичка этой земли!»
Но, нам не дали срезать «кусочек», и заставили пройти через «привод» аэродрома Целиноград. Контроль - есть контроль. Да только нам всё равно хватает светлого времени длинного летнего дня, хоть и тютелька-в тютельку, чтобы добежать до Караганды.
Где мы, таки «свалившись с небес» после почти девяти часов в воздухе, успели на рейс в Алма-ату.
А утром, были «как штык» на работе.
Там - «сделали глаза по пятьдесят копеек».
- Вы?
- Мы!
- А борт где?
Где, где – в......
....Правильно!
Именно там. В Караганде.
https://proza.ru/2014/02/10/999