Найти в Дзене
Major Moto

Нету лучше самолета чем любимая Тойота! А где же мотоциклы?

Оглавление

Японская техника уже многие годы заслуженно считается надежной, качественной и технологичной. Особенно в начале тысячелетия словосочетания "японский магнитофон" или "японская камера" вызывали благоговейный трепет у неискушенного технологиями населения бывших союзных республик.

Просто вспомните каким крутым казался в свое время такой "бумбокс"!
Просто вспомните каким крутым казался в свое время такой "бумбокс"!

Конечно, Японское качество сейчас уже совсем "не то что раньше". Во многом это связано с передачей большой части производства "на аутсорс" в Китай, а также немалое влияние оказал рынок, который требует все больше техники за меньшие деньги. Но в любом случае, нельзя отрицать, что японская техника до сих пор считается чем-то очень качественным и технологичным, а особенно это касается автомобилей, мотоциклов и прочей мототехники.

Ни для кого не секрет, что японские мотоциклы - одни из лучших в мире, а "великая японская четверка" - Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha прочно закрепились не только на рынке мототехники, но и в сердцах всех мотолюбителей по всему миру. Многие другие японские бренды пытались создавать и продавать свои мотоциклы, однако по итогу отказались от этого в пользу развития других отраслей (например Subaru сконцентрировались на производстве автомобилей), а некоторые попросту не выдержали конкуренции, как это случилось с компанией Toyota.

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам

Завод Yamaha в Индонезии
Завод Yamaha в Индонезии

Но для начала небольшое отступление. Ни для кого не секрет, что многие корпорации в наши дни размещают свои производства вне родной страны. К примеру, некоторые модели мотоциклов KTM и BMW делаются в Индии, а часть мотоциклов Yamaha - в Индонезии. Это абсолютно нормальная практика для современного мира, поскольку труд в разных странах стоит принципиально разных денег, а логистика иной раз и вовсе вынуждает компании размещать свои производства на очень отдаленных от главного офиса территориях. Если вам интересно посмотреть на главные заводы мировых мотопроизводителей - у нас есть целых две статьи об этом! Часть 1 и Часть 2 !

И во многом это "делегирование" производства оправдано - мы, потребители, получаем продукт за куда меньшие деньги, чем он бы стоил, если бы производился в родной стране бренда. Однако нередко случается так, что при переносе производства в страны с развивающейся экономикой, сильно страдает качество конечного продукта. Обычно это происходит на самых первых этапах, поскольку непросто качественно и быстро обучить местный персонал сложным технологиям производства.

Один из самых известных российских заводов - Автотор в Калининграде
Один из самых известных российских заводов - Автотор в Калининграде

Зато по итогу зачастую выигрывают обе стороны: и бренд, который получает больше прибыли, и страна, которая получает большое количество рабочих мест и квалифицированного персонала. Так, например, на территории РФ в разные годы производились автомобили 13 разных брендов! И далеко не всегда российская сборка оказывалась лучше версий, выпущенных на заводе в родной стране бренда, иногда даже напротив, оказывалась более качественной и аккуратной.

Словом, "аутсорс" - это не всегда плохо. Напротив, от этого лучше становится всем, однако важно понимать, что "делегирование производства" подходит только для крупных компаний с многолетней историей. Начинать же строить бизнес с нуля и сразу отдавать большую часть на субподряд? Сомнительная затея.

Мимолётный успех

Тот самый автомобиль, который был мечтой каждого
Тот самый автомобиль, который был мечтой каждого

И вот, вернемся к компании Тойота. Все мы знаем, что "Тойота не ломается", однако далеко не каждый знает о том, что огромный автомобильный концерн почти 20 лет производил двухколесную технику! Однако в самой Тойоте об этом стараются не вспоминать, поскольку выпуск мотоциклов - черная страница в истории компании.

Все началось с человека по имени Кадзуо Кавамата, который был талантливым инженером и очень хотел разрабатывать ДВС. В 1941 году, во время работы над первым в Японии переднеприводным автомобилем Roland, Кавамата познакомился Киитиро Тойодой, основателем и владельцем компании Toyota.

Мотоцикл Toyo Motors
Мотоцикл Toyo Motors

Искра, буря, безумие - и вот в 1942 году Кадзуо Кавамата уже устроился на подработку в исследовательскую лабораторию Toyota Motor Research, где и разработал двигатель Bismotor для будущих мотоциклов компании, а затем и вовсе смог организовать производство двигателей, основав в 1949 году компанию Toyo Motors, которая стала "дочкой" Toyota.

Как вы помните, в конце сороковых Япония была в упадке: истощенная затянувшейся войной и оккупацией союзными войсками, страна отчаянно нуждалась буквально во всем: не хватало еды, одежды, технологий и, конечно же, транспорта. Аналогично с тем, как развивалось мотостроение в послевоенном СССР, в Японии крупные концерны стали выпускать мотоциклы, которые удовлетворяли потребность населения в перемещении на небольшие расстояния.

Почти что велосипеды с моторчиков
Почти что велосипеды с моторчиков

Поэтому перед Toyo Motors стояла сложная задача: создать бюджетные, простые и надежные мотоциклы, которые будут служить обескровленному населению верой и правдой, пока экономика страны не выйдет из глубочайшего кризиса и люди не получат возможность приобретать автомобили для более комфортного перемещения. Но, забегая вперед, придется сказать, что Toyo Motors с этим не справилась, хоть и к 1952 году начали производить по 10.000 мотоциклов ежегодно!

Всему виной - то, о чем мы с вами говорили в самом начале статьи: аутсорсинг производства. Toyo Motors передали на "внешнее производство" практически все узлы и агрегаты, занимаясь только крупноузловой сборкой. Такой подход повлёк за собой огромное количество брака и некачественных деталей, и Кадзуо Кавамата не справлялся с контролем подрядчиков, поскольку он был талантливым изобретателем, но не одаренный менеджером.

Реклама мотоциклов Toyo Motors
Реклама мотоциклов Toyo Motors

Его логику несложно понять, наверняка Кадзуо Кавамата хотел быстро наполнить рынок простыми и недорогими мотоциклами, для чего у него не хватало выделенных мощностей. Поэтому было принято решение использовать подрядчиков, которые, согласно замыслу, должны были обеспечить Toyo Motors большим количеством узлов и агрегатов по приемлемой цене. В конце концов, сейчас так поступает абсолютное большинство крупных брендов, почему это не получилось у Toyo Motors?

Все дело в том, что обычно концерны прибегают к аутсорсингу производства после того, как наладили его у себя на родине. То есть та же Toyota, которая "набила руку" на производстве автомобилей в Японии, может спокойно размещать производство в России, потому что все возможные проблемы на производстве они уже преодолели, выработали методику обучения персонала, а также имеют достаточное количество промышленных технологий, которые позволяют минимизировать ручной труд на заводе.

Рекламный буклет Toyo Motors
Рекламный буклет Toyo Motors

Совсем же иная ситуация была у Кадзуо Каваматы: опыта в организации производства нет, квалифицированного персонала нет, технологий нет. Неудивительно, что подрядчики, которые не имели практически никакого опыта в производстве мотоциклов, выпускали бракованную и некачественную продукцию. Как итог - компания Toyo Motors погрязла нет только в жалобах на качество выпускаемой мототехники, но и в дефектных агрегатах, которыми была завалена территория компании.

Последний гвоздь в крышку гроба Toyo Motors забила компания Honda, выпустив в 1958 году свой Super Cub который олицетворял собой то, чего не смог добиться Кадзуо Кавамата: дешевый, простой и фантастически надежный. Super Cub быстро завоевал популярность среди японцев, оставив Toyo Motors далеко позади. В 1960 году компания прекратила свое существование и больше Toyota не связывалась с мотоциклами, выбрав производство автомобилей, который сыскали славу самых надежных машин в мире.

Модельный ряд

Рекламный буклет Toyo Motors
Рекламный буклет Toyo Motors

К сожалению, достать информацию про модели мотоциклов Toyo Motors оказалось практически невозможным, поскольку даже в Википедии нет никаких упоминаний того, какие именно мотоциклы производились под крылом компании Toyota. Судя по архивным фотографиям - это были двухтактные легкие мотоциклы с небольшим объемом двигателей и простейшей подвеской, причем в совершенно разных оболочках.

К примеру, на старых фотографиях можно встретить мопеды, очень напоминающие советские "Мински", трёхколесный мотоцикл похожий на "Муравья", а также тяжелый "классик" очень смахивающий на советский "Днепр". Хотя в целом многие мотоциклы того времени выглядели схоже, в конце концов вряд ли японцы придумали мотоциклы с нуля, а учитывая, что им помогали американцы... Запутанно, слишком мало информации.

Чем-то напоминает "Муравья", но наоборот
Чем-то напоминает "Муравья", но наоборот

Не получится даже определить наверняка объем двигателей, потому что японская система мер сильно отличается от метрической. Например, есть архивная фотография рекламной листовке на которой есть цифры, которые, видимо, обозначают объем. И я не готов точно сказать, кубические ли это сантиметры или японские сё, которые примерно равны 1,8 литрам.

Но есть и хорошая новость! Я попросил своих коллег из Тойоты написать письмо в представительство, чтобы попробовать использовать возможность написать напрямую руководству компании в Японию! Не знаю, получится ли это, но если я получу официальный ответ - обязательно дополню статью, ведь такой информации нынче в интернете - днем с огнём не сыщешь!

Чем-то отдаленно напоминает Днепр, не так ли?
Чем-то отдаленно напоминает Днепр, не так ли?

Кстати, в 2009 году компания Toyota представила прототип кроссового мотоцикла, который был построен на базе Yamaha YZ450F и назывался JGR Toyota Motocross Bike. По сути, это была та же самая кроссовая Ямаха (5% акций которой владеет Тойота), но с доработанными системами впрыска топлива и охлаждения двигателя. Бонусом шла оригинальная ливрея, на которой пестрели логотипы и название Toyota.

Интересно заметить, что этот внезапный мотоцикл Toyota представили Joe Gibbs Racing - подразделение Toyota, которое специализируется в американских сериях NASCAR. Причем тут "кроссач"? Доподлинно неизвестно, однако спустя 13 лет никаких новых мотоциклов производства Toyota так и не появилось. А жаль, было бы интересно посмотреть, как бы выглядели мотоциклы компании, которая подарила миру такие автомобили как Supra, Mark II и Celica.

Концептуальный кроссовый мотоцикл Toyota
Концептуальный кроссовый мотоцикл Toyota

Вам понравится:

Мотоцикл Subaru: правда или вымысел?
А вы знаете, где делают мотоциклы? Часть 1
А вы знаете, где делают мотоциклы? Часть 2

#мотоцикл #мототехника #история #motorcycle #toyota #jdm #japan #мото #авто #завод