Согласитесь, немного странное имя у этого божества. Да, что-то вроде бы знакомое.
Но не очень. Бог, который где-то плутает? Или бог, который плутует?.. Как-то все это не слишком подходит богу...
На запрос по Переплуту интернет выбросил мне вот такую страничку из какой-то презентации:
Ну понятно. Все как обычно: соответствия ищутся в соседних мифологиях или в античной. Взглянуть на вещи чуть "ширше", взять побольше разбегу — ну никак.
(Однако запомним отсюда пересечение со словом"переплыть", нам оно вскоре пригодится.)
А мне вот хочется в рифму сказать: бог Перплут — Индия снова тут! Это не просто малопонятный бог, а очередное подтверждение "близнецовости" древнерусской и древнеиндийской культур. И удивительной близости языков.
Я это любопытное соответствие сама нашла. И очень горжусь. (Может, конечно, где-то в книжках и есть, но мне не попадалось.)
Сначала — вкратце об этом божестве. Много внимания уделил ему в свое время академик Б.А. Рыбаков.
Вот некоторые ключевые моменты из его работы "Русалии и бог Симаргл-Переплут".
О Переплуте известно довольно мало. До XI в. в источниках упоминается некий Симаргл, потом он резко исчезает и на смену ему приходит Переплут.
Рыбаков считал, что это два имени одного и того же божества плодородия. Выглядело это существо как крылатая собака с хвостом, похожим на растение:
Рыбаков уверенно поставил знак равенства между Симарглом и Переплутом (не приведя, впрочем, достаточных оснований).
Один ли это бог или нет, сказать не так-то просто.
Давайте сосредоточимся только на Переплуте.
"Досье" на это божество скудное: по сути, у нас есть только отрывочные сообщения о ритуалах в его честь.
В поучениях против язычества сообщается, что некоторые несознательные древнерусские граждане веруют в Стрибога, Дажьбога, а также Переплута:
иже вертячеся ему пиют в розех
То есть вертятся и пьют из рогов, пытаясь снискать его расположение.
Языческие пляски с прыжками ("скаканием") и энергичными вращениями ("многовертимым плясанием") христианская церковь не могла истребить в течении нескольких столетий.
Итак, верчение, скакание, многовертимое плясание — неотъемлемая часть языческих культов, в т.ч. Переплута. Запомним это. Именно на этих ритуальных сборищах плясали "спустя рукава". Именно об этих обычаях напоминает сказка "Царевна-лягушка".
И еще у нас есть собственно имя Переплут. Думаю, не стоит объяснять, что имя божества в большинстве случаев напрямую отражает его суть.
Народную этимологию мы рассмотрели выше. Теперь послушаем ученых.
Б.А. Рыбаков советует прислушаться к
- мнению Г. А. Ильинского, считающего, что это бог богатства, изобилия (ср. античный Плутос).
- и версии А.В. Соловьева, который видит в Переплуте бога оплодотворения (сплетение,переплетение).
А я по обыкновению предлагаю заглянуть в санскритский словарь (и восхититься очередной легкой и красивой разгадке):
Как нож в масло, а?
При всем уважении к Ильинскому, у нас нет сведении, что Переплут символизировал богатство... А сведения про неистовые пляски с прыжками — есть!
Кстати, соседнее санскритское слово plu означает и прыгать, и плыть. Так что, возможно, к плаванию тоже это слово имеет отношение (см. верхнюю картинку).
Вот такое плутоватое слово получилось... Царевна-лягушка ведет свою священную пляску — из одного русские слова вылетают, из другого- санскритские...
В Ведах, кстати, есть гимн лягушкам, и их там, между прочим, сравнивают с браминами.
Вот такая опять русско-индийская зарисовка получилась.
P.S. Все эти "многовертимые плясания", которые нещадно ругали древнерусские книжники, наводят на мысли, что мы нацелились быть в области балета "впереди планеты всей" еще добрый десяток веков назад. Минимум.
Я это к чему. Не на пустом месте выросла наша тяга к балету. И язык, и мифология — они тоже не с неба свалились, а формировались тысячелетиями...