Найти в Дзене
Предсвадебный обычай на Руси: почему, съев этот продукт, жених уже не мог передумать
Передумать, собственно, он мог, но не бесплатно. В “Уставе Ярослава о церковных судах” есть любопытный параграф: Если жених после предсвадебного сговора, когда невеста уже выносила гостям резаный сыр, откажется от свадьбы с этой девушкой, то за позор он должен уплатить ей три гривны. Кроме того, он должен возместить семье невесты расходы на угощение, а сверх того обязан заплатить митрополиту 6 гривен, а князь назначит (для него дополнительное) наказание (сверх церковного взыскания). Что это, простите,...
3652 читали · 2 года назад
Мода на лунницы возникла за тысячи лет до Руси: фото
Вот сейчас забила в поисковик “бижутерия с полумесяцем”. Очень много вариантов для желающих украситься миниатюрной луной, при этом, полумесяц может быть расположен по-всякому: рожками вверх, вниз, вбок... На Руси была устойчивая традиция носить лунницы рожками вниз. Почему, почему именно вниз? Увы, ответа нет. Как нет и ответа на вопрос, куда подевался лунный бог (или богиня) славян. Согласитесь, очень странная лакуна в нашем пантеоне. Некоторые исследователи полагают, что им был Хорс. Крошечные...
674 читали · 2 года назад
Красотища. Это из нашего Красноярского краеведческого музея вещица: миниатюрный китайский паланкин с цветочным узором. Возле витрины - никаких пояснений по поводу этого предмета, для чего он. Пришлось самой добывать информацию. Стоит сказать, что Азия вообще помешана на этом средстве передвижения. В Индии в одном дворце я видела прекрасную коллекцию паланкинов (настоящих, а не игрушечных). В них до относительно недавнего времени путешествовали женщины княжеской семьи. Этот элегантный транспорт любили как индианки, так и китаянки. Китайскую невесту транспортировали к жениху в паланкине, чтобы она вошла в дом, не испачкавшись дорожной грязью. Паланкин используется в свадебной символике и в Индии, там и по сю пору можно купить эти миниатюрные носилки, которые могут быть как пожеланием счастливого брака, так и просто безопасного путешествия...
1287 читали · 2 года назад
Как-то раз в Государственном историческом музее я увидела идола из родных мне хакасских степей. Да, их есть у нас. Много. В европейской части все языческие изваяния планомерно истреблялись. Однако здесь бескрайние и почти безлюдные пространства защитили эти удивительные творения первобытного искусства как от ревнителей христианского благочестия, так и от воинствующих атеистов. Коллекция Абаканского музея самая впечатляющая по размерам. В Минусинске тоже есть отдельный зал с такого рода экспонатами, но их существенно меньше. Именно здесь можно понять, какие ощущения вызывало у человека древнее языческое капище. Энергетика этого места чувствуется почти физически, особенно когда ходишь один. ( В соседнем зале экскурсовод рассказывает, что ночью в музее беспричинно включаются датчики движения.) Ну, может, мыши шныряют. Кто знает...
2812 читали · 2 года назад
Одно полностью забытое древнерусское слово: ключ к тайне бога Велеса
Два варианта имени этого божества породили серьезную проблему. Далеко не все исследователи считают, что Велес и Волос — одно и то же. Поначалу лично мне казалось, что вопрос этот несколько надуманный, что-то сходное с анекдотом, в котором “Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это не муж и жена, а четыре разных человека”. Однако, если углубиться в проблему, выяснится, что не все тут однозначно. Не хочу дублировать Википедию, приведу лишь пару своих собственных наблюдений. На мой взгляд, все же лучше не считать эти имена идентичными...
16,2 тыс читали · 2 года назад
Месть Ольги древлянам: главное противоречие этой истории
Древляне в летописной легенде предстают как полные дурачки; интуиция и здравый смысл у них полностью отключены. Начнем с того, что они приносят женщине самую черную весть из возможных: убит ее муж. Не знаю, затронул ли Русь обычай казнить за дурные вести, но в любом случае послам в таких обстоятельствах нужно быть осмотрительными. Однако они ведут себя с детской беспечностью. Ольга отправляет их спать не в гостиницу, а в ладью (а если дождь? а если плохие люди ограбят?), а они и рады. Легкое слабоумие такое...
7330 читали · 2 года назад
Неожиданная вещь, которую наши предки брали при переезде на новое место
Эта история — прекрасная иллюстрация того, как меняются ценности. Нам и в голову не придет взять это с собой на новое место жительства. Мы даже не догадываемся, что сей предмет в принципе транспортабелен. Да и не входит он в список жизненных ценностей, чего уж там. При переезде с одного места на другое мы тащим свой скарб, "непрошенные Гималаи обарахоленных вещей", как выразился поэт из журнала "Крокодил". А тысячу лет назад другие были ориентиры у людей. К природным объектам относились с трепетом — и к ним самим, и к их названиям...
1577 читали · 2 года назад
Я именно сегодня разглядела в этой луннице, которая мне известна целую вечность, что-то совершенно новое. А помог мне текст из одной книги, где дано стандартное описание этого украшения: "Зигзагообразный рисунок, выполненный в технике зерни, создает стилизованный образ дождевых струй и падающей с неба росы - символов плодородия". Это не только "зигзагообразный рисунок". Это еще и, между прочим, две буквы "м". Возникшие, наверное, совершенно "нечаянно". Но нет, по большому счету, ничего случайного. Говорят, что еще финикийцы ассоциировали звук "м" с водой и позаимствовали ее очертания у морских волн. Так и здесь, выходит, абсолютно та же история. Рисовали воду, а вышла в итоге буква "эм"...
6591 читали · 2 года назад
В словаре "Древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова немало имен, которые, извините, ставят в тупик. Вот, к примеру, есть некий персонаж по имени Гридко Рожай, крестьянин XV в. Как понять это странное "рожай"? Мы воспринимаем его теперь исключительно как глагол в повелительном наклонении, при этом применимый только к женщинам. (Ну за исключением каких-нибудь архаичных примеров, где "Авраам родил Исаака".) Зачем же это действие требуют от Гридки? А дело тут опять же в слове, которое изменило значение. Это прозвание не с родами связано, а со словом "рожа", которое не обязательно несло в себе негативный оттенок. Есть как раз диалектное существительное "рожай", означающее "наружность человека". А слово "рожаист" расшифровывается как "красивый, видный" (это перекликается и с польским "урода", т.е. "красота"). То есть имя это — не призыв к продолжению рода, а восхищение внешностью... Красавцем был Гридка, не иначе...
608 читали · 2 года назад
Пять причин, по которым бог Велес не попал в пантеон Владимира
Это, конечно, всего лишь беглый набросок возможных причин, почему идол Велеса (Волоса) не вошел в шестерку главных богов. И все они могут быть абсолютно неверными, поскольку у нас катастрофически мало материала по данному периоду. Историки предлагают самые разные версии, почему идол “скотьего бога” оказался в “изгнании” на Подоле. 1. Е.В. Аничков считал, что, раз идол этого бога уже стоял на Подоле, дублировать его не было особого смысла. 2. О. М. Рапов полагал, что “новый” пантеон богов предназначался для элиты, а Волос был "простонародным" богом...
724 читали · 2 года назад
От Блуда до Ослицы: семь древнерусских имен-обманок
Когда-то давно я ездила в автобусный тур по Европе. И вот на польской границе в автобус зашла сотрудница таможни и на смеси русского и польского (а может, и просто на польском, точно уже не помню) стала спрашивать, не везем ли мы с собой за границу какие-нибудь особые вещи, скажем, иконы или ковер. Последнее слово прозвучало очень громко, отчетливо. Вся наша тургруппа дружно расхохоталась, представив, как мы, отдуваясь и пыхтя, тащим с собой в увеселительную поездку ковры. Это слово в устах таможенницы было слишком неожиданным, потому и вызвало комический эффект...
8455 читали · 2 года назад
По-моему, березе поклонялись везде, где она росла. Больно уж красивое дерево, необычное. Cкандинавы посвятили ей руну «беркана». У нас женщины просили помощи у березоньки на протяжении столетий. Культ березы не смогло истребить христианство: она оставалась покровительницей прекрасного пола. В челобитной Нижегородских священников за 1636 г. содержится жалоба на местных женщин и девиц, которые «в седьмой четверг по Пасхе» собираются под березами, приносят им угощение, состоящее из пирогов, яичницы и каши, поют, хлопают в ладоши, то есть учиняют всяческие языческие безобразия. А вот на этой редчайшей фотографии из Абаканского музея — священная береза с жертвенником, уже, правда, XX века, стоящая одиноко посреди пустынной хакасской степи. Такое вот чудо природы, светлокожее деревцо, пользовавшееся почетом в любом уголке Ойкумены...
1977 читали · 2 года назад