Иностранные компании, десятилетиями работавшие на российском рынке, приучили наших автомобилистов к некоторым очень удобным вещам. Например, к таким, как онлайн-сервисы по подбору автомобильных масел по марке и модели авто. Зашёл на сайт, ввёл данные своей машины – получил название продукта, который ей подходит. Такими «фишками» были оснащены российские интернет-представительства Shell, Castrol, Mobil и других брендов, которые сейчас (к сожалению или к счастью — нужное подчеркнуть) из России ушли. Покинули рынок официально и полностью – со всеми своими сервисами, оставив российского потребителя в тяжёлом недоумении. Ведь аналогов ставших такими привычными программ по подбору масел в родном Отечестве, как оказалось, никогда и не было. Почему так вышло, а главное – изменилась ли ситуация после весны 2022 года? Ответ ищите ниже!
Полное исчезновение
Что самое интересное, онлайн-сервисы по подбору смазочных материалов по марке и модели автомобиля прекратили работать не только на сайтах импортных брендов, которые ушли по-английски. Частично либо полностью программы «обвалились» везде, включая информационные ресурсы ряда отечественных производителей автомасел из числа лидеров рынка. Например, на сайте «Лукойла» сервис формально хоть и есть, но как таковой функции детального подбора масла не просто по марке, но и модели авто в настоящее время не выполняет. В разделе, где находится инструмент, висит предупреждение, что последний «носит исключительно ознакомительный характер, для точного подбора масла под конкретную марку и модель Вашего автомобиля всегда следуйте рекомендациям, указанным в руководстве по эксплуатации».
В чем причина подобного явления? Объяснение очень простое: сервисы, которыми мы долгое время пользовались, полагая, что это разработки самих компаний-производителей отечественных ГСМ, на самом деле таковыми не были. Данное программное обеспечение целиком и полностью принадлежало иностранным компаниям, а наши, выходит, выступали лишь в роли его арендаторов. И так было бы, пожалуй, и дальше, если бы не события минувшей весны, из-за которых иностранные поставщики решили (или были вынуждены) в одностороннем порядке прекратить обслуживание клиентов из РФ. А так как сегмент, о котором речь, на авторынке России многие годы был полностью монополизирован и поделен между иностранцами, получилось то, что получилось: продукты покинувших рынок игроков заменить оказалось попросту нечем.
В чем сложность?
То, что кажется простым с точки зрения обывателя, вводящего данные своего авто в короткую анкету и мгновенно получающего рекомендацию по подбору продукта, на деле достаточно сложно. Чтобы внедрить на сайт подобный инструмент, нужно не просто иметь под рукой грамотного технического специалиста по техобслуживанию автомобилей, но и располагать обширными базами данных. Так, если брать только марки машин, то их в автопарке РФ насчитывается 112 (по данным агентства «АВТОСТАТ» на 1 января 2021 года). Цифра, вроде бы, небольшая, но если перемножить её на количество всех когда-либо выпускавшихся моделей и модификаций, то список получается в разы длиннее. Далее всю эту бесконечность данных следует логичным образом увязать с требованиями автопроизводителей и техническими характеристиками самих масел конкретного производителя – с учётом всех имеющихся подтвержденных допусков. Получается вал информации, которую нужно не только собрать, но и систематизировать, облечь в понятную пользователю оболочку, а затем ещё и постоянно актуализировать! Совершенно не удивительно, что никто у нас за этот труд и не думал браться, имея возможность приобрести уже готовое решение. О рисках, которые несёт в себе подобная тактика, до недавнего времени никто даже и не думал.
Совсем нет альтернатив?
Хорошая новость в том, что в России всё-таки есть и были задолго до событий 2022 года компании, которые имеют у себя весь арсенал возможностей для разработки сервисов по подбору автомобильных масел по марке и модели авто. Другое дело, что шансов успешно выйти на ранок с продуктом такого рода у них не было, так как — см. выше — ниша долгие годы была полностью занята иностранцами.
Так, например, компания «Международный испытательный центр по горюче-смазочным материалам» на протяжении многих лет только и занималась тем, что аккумулировала данные как о транспортных средствах, так и о требованиях автопроизводителей к смазочным материалам и техническим жидкостям для них. Внедрять же на отечественный рынок собственный онлайн-сервис по подбору продуктов для обслуживания автомобилей принялась совсем недавно, буквально этим летом. Разработка называется Lubribase, что буквально значит «База данных о смазочных материалах». Принцип пользования нашим соотечественникам хорошо знаком: вводишь в анкету марку и модель автомобиля, жмёшь кнопку – получаешь результат.
Со слов разработчика, главным преимуществом сервиса LubriBase, по сравнению с зарубежными аналогами, является максимальная представленность всех марок и моделей транспортных средств, присутствующих на рынке России. Сервис использует рекомендаций автопроизводителей, актуальные именно для нашей страны, тогда как большинство иностранных программ используют рекомендации, актуальные для рынка Европы, что может быть некорректно для российских агрегатов.
Кстати, бренд HYUNDAI XTeer в России стал одним из первых клиентов сервиса – тестовая версия последнего сейчас доступна на сайте Единого импортёра в разделе «Подбор масла». Каждый желающий уже сейчас может воспользоваться программой, чтобы почувствовать как плюсы, так и минусы автоматического подбора. Последние, на наш взгляд, заключаются именно что в автоматизме процесса. Ведь любой сервис подобного рода осуществляет подбор продукта сугубо путем формального сопоставления имеющихся у масел подтвержденных допусков с требованиями автопроизводителя. При этом не учитываются ни имеющийся у машины пробег, ни преобладающий режим эксплуатации, ни, уж тем более, манера езды владельца. Но тут уж, как говорится, ничего не поделать – издержки, к которым стоит быть готовыми, если нет времени или желания общаться с живым консультантом.
А вы что предпочитаете: быстрый подбор при помощи онлайн-сервисов или общение вживую, когда подобрать оптимальный продукт вам помогает человек, а не программа?
#рынок #санкции #автозапчасти #моторноемасло #авто