Найти в Дзене
Gorbunoff - все о машинах

Единственный в своём роде трактор с электрической трансмиссией - ДЭТ-250

ДЭТ-250 можно назвать одним из самых интересных представителей промышленности своего времени. В тяжелые послевоенные для СССР годы перед Челябинским тракторным заводом поставили задачу по созданию уникальной машины. Стране требовался новый гусеничный трактор промышленного назначения, обладающий повышенными мощностными характеристиками.

В 1953 году в Челябинске приступили к реализации проекта с невиданными ранее масштабами. На создание ходового прототипа понадобилось всего 4 года, после чего его представили приемной комиссии, которая была удивлена масштабом работ, проведённых за такое короткое время. Конструкция машины изначально проектировала унифицированной под выполнение любых задач в набирающих обороты отраслях нашего государства, но базовые машины производились в виде бульдозеров с рыхлителем, установленным в задней части.

-2

Главным техническим прорывом ЧТЗ можно считать уникальную для всего мира тех лет электромеханическую бесступенчатую трансмиссию, которая была на голову выше массово применяемых гидромеханических коробок передач. Главным преимуществом подобной конструкции было отсутствие коробки передач как таковой, что повышало КПД конструкции при использовании в условиях низких температур в северных регионах, а скорость машины могла варьироваться от 1,2 до 15 километров в час при движении в любом направлении без использования реверс-редуктора. И пускай максимальная скорость для бульдозеров не имеет такого большого значения, вместе с уменьшением количества сложных узлов, это играет важную роль при эксплуатации машины.

-3

До 1970 года на ДЭТ-250 устанавливали дизеля В-2-300, которые были дефорсированной до 290 лошадиных сил версией танкового двигателя, а позднее уже модифицированные версии приводил в движение двенадцатицилиндровый В-31 объёмом 39 литров с отдачей в 330 лошадиных сил. Через мультипликатор, повышающий обороты, момент с двигателя передавался на силовой генератор постоянного тока, от которого и питались электромоторы, приводящие в движение ведущие звёздочки гусениц. Именно здесь и вступает в силу уникальная трансмиссия, изменяющая соотношение скорости движения к тяговому усилию, учитывая противодействующие движению факторы.

-4

ДЭТ-250 получился настолько выносливой машиной, что отказаться от его производства решились только в 2015 году. Доступность запасных частей, отличные показатели расхода топлива и ремонтопригодность всех узлов кроме трансмиссии, превратили трактор в незаменимую машину на протяжении почти 60 лет, достойный результат, как считаете?