Найти в Дзене

Солдатский самолет

Летом 1992 года внимание посетителей первой Московской аэрокосмической выставки в подмосковном городе Жуковском привлек необычный самолет с разложенными перед ним вооружением. Это был опытный реактивный бронированный штурмовик Ил-102, история создания которого оказалась полна драматизма.

В 60-х годах развернулись работы по созданию самолетов непосредственной поддержки наземных войск – бронированных штурмовиков. Ближневосточные конфликты того времени и Вьетнам наглядно продемонстрировали, такие самолеты по-прежнему незаменимы над полем боя. В конкурсе участвовали практически все ведущие конструкторские бюро, но предпочтение было отдано проекту ОКБ Сухого.

Тем не менее разработка штурмовика нового поколения, получившего шифр Ил-102, в ОКБ Ильюшина не прекращается. Было предложено создание самолета с экипажем из двух человек — летчика и стрелка-оператора, сидящие спина к спине.

В основу проекта легла концепция применения современного бронированного штурмовика. Расчеты показывали, в новых условиях скоростного боя на малой высоте на летчика-штурмовика ложится большая нагрузка. Она постоянно возрастала по мере появления все новых малоразмерных целей. В этих условиях, по мнению сотрудников ОКБ Ильюшина, стрелок-оператор стал бы незаменимым помощником.

Летчик находил и поражал цель на встречном курсе, стрелок-оператор продолжал воздействовать на нее при отходе, не давая противнику возможности поднять голову, и обеспечивал безопасность от поражения пулей, снарядом или ракетой, пущенных вдогонку.

Это позволяло постоянно воздействовать огнем пушек на противника, в одном заходе поражать не одну, а сразу несколько целей. Тем самым значительно увеличивалась боевая эффективность.

Вооружение Ил-102 было очень мощным. На 17 точек подвески можно было устанавливать различные виды средств поражения наземных целей или пассивной защиты. Под фюзеляжем размещалась легкосъемная, отклоняемая на угол 15 градусов вниз пушка калибром 30 мм и скорострельность 1500 выстрелов в минуту. Предусматривалась возможность установки и крупнокалиберных авиационных пушек с кумулятивными снарядами для поражения танков. В шести крыльевых отсеках, встроенных в конструкцию крыла, могли размещаться бомбы массой по 250 кг. В хвостовой части штурмовика располагалась турель с двуствольной 23-мм авиационной пушкой. Общий вес ракетно-бомбового вооружения достигал 7 200 кг.

-2

Строительство опытного образца, шло медленно: ОКБ Ильюшина было загружено работами по другим, более приоритетны проектам. Комплектующие на самолет разрабатываемый в инициативном порядке приходилось добывать с трудом.

Несмотря на это опытный самолет был достроен. Первый полет Ил-102 выполнил 25 сентября 1982 года с аэродрома ЛИИ в городе Жуковском под управлением Героя Советского Союза летчика-испытателя Станислава Близнюка.

Штурмовик показал хорошую устойчивость на боевом курсе и великолепную для своего класса маневренность. Ил-102 и его системы отличались простотой в изготовлении и при обслуживании, за что летчики-испытатели позже прозвали его «солдатским самолетом».

Испытания обнаружили, что стрельба из пушек, из-за их удачного расположения на нижней поверхности фюзеляжа на удалении от переднего обреза воздухозаборников маршевых двигателей, исключает их помпаж. Не влияли на работу двигателей и пуски ракет.

Крайний полет Ил-102 был выполнен 29 декабря 1987 года. Общий налет составил 367 полетов или 248 часов 35 минут. За время испытаний не было ни одной поломки или отказа бортовых систем, не возникало ни одной аварийной ситуации. В процессе испытаний штурмовик подтвердил полное соответствие требованиям технического задания. Однако на вооружение он принят не был. Как и в 1940 году среди специалистов ВВС не было единого мнения, какой штурмовик им нужен – одноместный или двухместный с кормовой оборонительной установкой.

И здесь самое время вернуться к началу рассказа. В один из дней демонстрации Ил-102 на Мосаэрошоу-92, к штурмовику подошел тогдашний вице-президент России Александр Руцкой. Бывший летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, много летавший на Су-25 и сбитый на этом самолете в Афганистане внезапной атакой пакистанского истребителя со стороны задней полусферы, он очень внимательно ознакомился с машиной, с оборудованием её кабины и, увидев кормовую пушку, сказал: «Вот такой самолет нам нужен! Только калибр оборонительной пушки надо увеличить до 30 мм».

Началась переписка по организации серийного производства Ил-102, но последовавшие в 1993 году политические события в стране и экономический кризис окончательно поставили точку на серийном производстве машины.

-3

В 2005 году Ил-102 был установлен как памятник на аллее героев ЛИИ, где и находится в настоящий момент вместе с памятниками самолетам других отечественных ОКБ.