Некоторые счастливчики, которым удалось воочию наблюдать взлёт или посадку стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, частенько удивляются огромному количеству оранжевого дыма. Он появляется от выхлопа двигателей, и вся странность заключается в том, что другие бомбардировщики не создают выхлопа с таким странным оттенком. Тот же Ту-22М3 как-то не был замечен в создании после себя оранжевого облака.
Давайте же разберёмся, откуда такой цвет, и почему эта "фишка" характерна только для "Белого лебедя"?
Итак, всё дело в химическом составе топлива, а не в каких-то особых двигателях. И в данном случае при заправке Ту-160 используется методика так называемого азотирования авиационного керосина. И нужен этот процесс насыщения топлива азотом для того, чтобы сильно снизить в нём содержание кислорода.
Так, стоп: откуда вообще в топливе кислород?
Кислород может появиться в баках Ту-160 просто потому что в полёте керосина становится всё меньше и меньше. Стало быть пустоты должны быть чем-то заполнены. И заполняются они воздухом, вот отсюда и кислород. Однако для стратегического бомбардировщика это недопустимо, поскольку может быть детонация от статического электричества.
И чтобы этого не произошло керосин насыщают жидким азотом. Вместе с тем происходит не только удаление остатков воздуха и кислорода из топлива, но ещё и вымораживаются остатки воды, которые тоже уходят. И таким образом, когда самолёт выбирает топливо из баков, то образующиеся пустоты этих баков заполняются тем же азотом, который ранее в топливе был жидким, а потом из-за падения давление в баке, стал газообразным.
Такая смесь в принципе уже не может самопроизвольно сдетонировать от искры и признана самой безопасной. Как раз то что надо для многомиллиардного "стратега", у которого в люках суровый боекомплект.
Так что если после Ту-160 есть оранжевое облако, а не просто прозрачный бесцветный выхлоп, значит его заправили правильно.
И отсюда возникает ещё один вопрос: почему другие самолёты так не заправляют с использованием азотирования топлива?
Всё дело в том, что процесс этот недешёвый. Для азотирования нужно специальное криогенное оборудования. Причём речь же идёт порой и о сотнях тонн топлива, которое нужно подготовить для выполнения поставленной задачи. И поэтому процесс этот ещё и длительный.
Да и к тому же "Белых лебедей" не так уж и много, стоят они дорого, это краса и гордость, и вообще... Короче, они заслужили. А все эти ваши 22М3 и прочие как их там... Они перебьются.
Потому что у них многоконтурная изоляция топливных баков и всех трубопроводных систем. Так что ни одна искра не проскочит.
Плюс ко всему на большинстве самолётов стоят баллоны со сжатым газообразным азотом, который как раз и подаётся в пустеющие топливные баки при выработке топлива.
Так что вся безопасность по-прежнему на высшем уровне.