Россия одна из немногих стран мира, которая до сих пор еще не объявила о сроках отказа от двигателей внутреннего сгорания. Фактически, имея одни из самых больших в мире запасов углеводородов, вряд ли объявит. Следовательно, ставка на ДВС будет основной для российского автопрома, которому предстоит и далее разрабатывать новые модели и модернизировать до современного уровня бензиновые и дизельные двигатели, что и зафиксировано в проекте новой Стратегии развития отрасли.
Сайт компании www.euroauto.ru
Как по заказу в автомобильных СМИ появились и растиражированы сообщения о том, что российский АвтоВАЗ приступил к разработке семейства двухлитровых 4-цилиндровых моторов в диапазоне мощностей 100-200 л.с. Это будут и атмосферники, и турбированные двигатели, и даже дизельный силовой агрегат. Казалось бы, очень позитивная новость. Но она превратилась в мираж, после того как главная российская газета запросила у представителей АвтоВАЗа прокомментировать эту информацию. Ответ был резок и однозначен. В пресс-службе отечественного автогиганта назвали ее «слухами и догадками». Вдобавок замечено, что существующая линейка моторов способна удовлетворить потребности предприятия. Разработка новых агрегатов уместна лишь в перспективе, например, для проекта нового поколения Lada Niva, ясности по которому после ухода Renault нет. (Некоторое время назад речь шла о локализации бензинового мотора франко-немецкой разработки Н5Н объемом 1,3 л).
Впрочем, сегодняшняя линейка двигателей АвтоВАЗа состоит из 8-клапанного мотора ВАЗ-11182 (90 л.с.) объемом 1,6 л, также 16-клапанного ВАЗ-21129 (106 л.с.) и ВАЗ- 21179 (1,8 л, 122 л.с.). В прессе также появлялось сообщение о том, что иранская компания Saipa заинтересована в поставках этих моторов для модели, представляющей рестайлинг первого поколения Renault Logan и выпускаемой в Иране. Но тут же последовала отповедь, и обратное предложение турбированного мотора для российского гиганта.
Впрочем, прекращение выпуска на АвтоВАЗе двигателя Renault H4M объемом 1,6 л и мощностью 113 л.с. пробило «зияющую дыру» для флагманской линейки автомобилей Lada Vesta, рестарт выпуска которой перенесен на март 2023 года.
До ухода Renault из России и прекращения сотрудничества с АвтоВАЗом в производственную гамму входил 113-сильный двигатель, который предлагался с МКП и вариатором и являлся одним из самых востребованных у покупателей Lada. Видимо, даже 80% локализации этого двигателя оказалось недостаточной для продолжения выпуска. Вдобавок, с каждого такого агрегата пришлось бы заплатить роялти. А о «пиратской копии» пока речь не идет, поскольку АвтоВАЗ назначен в качестве сервисного партнера для оставшегося в России парка автомобилей Renault.
И хотя во времена, когда главным акционером АвтоВАЗа, помимо государственной корпорации Ростех, был французский автопроизводитель Renault, который положительно оценивал отечественные продукты моторостроения и не препятствовал установке ряда вазовских моторов даже на лицензионные модели типа Lada Largus, а также планировал их установку на перспективные модели на французской платформе CMF-B, в частности Lada B и Lada Niva new, все же у АвтоВАЗа была возможность эксклюзивно воспользоваться накопленным опытом и компетенциями французского моторостроения, который как известно, имеет более чем 100-летнюю историю.
Китай вместо АвтоВАЗа
Но после ухода Renault из России этими плодами опыта и разработок воспользуется китайский автопроизводитель. Стало известно, что Renault может продать все свои разработки, касающиеся двигателей внутреннего сгорания, китайскому автохолдингу Geely. Партнёр французов по альянсу - Nissan - пока не готов на такой шаг.
Как известно, Евросоюз в 2035 году планирует прекратить выпуск и продажу автомобилей с ДВС, поэтому после этой даты и даже немного до ее наступления, опыт Renault по двигателестроению перестанет быть актуальным и востребованным. По этой причине, французский автопроизводитель планирует реализовать часть своего интеллектуального потенциала китайской компании Geely. И вот тут можно утверждать, что этот опыт мог бы пригодится российскому АвтоВАЗу, поскольку эра двигателей внутреннего сгорания в России не завершится ни в 2035 году, ни в 2040-м, и по всей видимости будет продолжаться и далее.
После ухода Renault из России французы обратили серьезное внимание на рынки Латинской Америки, а также партнерству с китайским Geely. В мае стало известно, что китайцы выкупили 34% акций южнокорейского совместного предприятия Renault-Samsung, а в 2024 году это совместное предприятие презентуют новую линейку автомобилей, которые будут продаваться не только в Корее, но и на других рынках.
А что же АвтоВАЗ? Как известно, отечественный автогигант будет разрабатывать новую автомобильную платформу на основе Lada B/C, на которой построено семейство Lada Vesta. Наверняка, под этот проект будут модернизированы существующая линейка двигателей, вполне может быть создан и новый мотор. Модернизировать силовые агрегаты АвтоВАЗа придется и по причине введения в период 2026-2027 гг норм Евро-6.
Уважаемые читатели!
Что вы думаете о политике моторостроения на АвтоВАЗе? Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz