Слышу много разговоров и тревог по поводу выкладывания на живот. Предлагаю рассмотреть этот вопрос с точки зрении целесообразности относительно процессов моторного развития.
И в конце статьи 👇 посмотреть примеры верного и патологического вариантов подъёма головы.
На протяжении всего первого года жизни ребёнок занимается тем, что учится сопротивляться гравитации. Ссылка на статью об этом 👇
Все этапы двигательного развития включаются не без участия гравитации.
И качество формирования осанки и движения очень зависит от того, с какой стороны на ребёнка действует притяжение земли.
• Сначала он лежит и занимает большую площадью.
• Потом части его тела постепенно включает механизмы в теле для качественного отрыва от опоры. И площадь опоры под ним становится всё меньше. Ходить-то всем хочется...
• В итоге его мозжечок и вестибулярный аппарат таки подписывают все договорённости с притяжением земли и ребёнок встаёт на 2 ноги и площадь опоры становится размером с 2 стопы.
• И дальше прыжки, стояние на 1 ножке и т.д. Ну, вы знаете ...
Так каковы же здесь задача для новорожденного?
Новорожденность - первые 40 дней жизни.
ПРАВИЛЬНО - есть 2 основные!
- Оторвать от опоры голову, т.е. научиться её поднимать, причём именно передними и боковыми мышцами шеи.
- Включить в работу мышцы брюшного пресса, т.к. именно он является центром всех мышечных и фасциальных натяжений в теле человека.
Теперь представьте!
- ребёнок лежит на опоре (стол, кровать, пол), а гравитация действует снизу опоры, т.е. тянет вниз
- значит при включении механизмов сопротивления гравитации ребёнок будет стараться оторвать голову и ноги от опоры вверх
Так в какую сторону вперёд или назад ребёнку нужно стимулировать подъём:
- головы, чтобы включились передние и боковые мышцы шеи
- ножек, чтобы заработал, а не не ещё больше распластался животик
Мне кажется - ответ очевиден!
❓ Надеюсь, догадались? Пишите в комментариях ...
А если ребёнок родился с напряжением в шее и по спинке, и часто запрокидывает голову?
А мы его старательно кладём на живот.
Он сопротивляется гравитации перенапряжёнными мышцами задней поверхности шеи и спины, при этом:
• передние и боковые мышцы шеи не включаются в построение схем тела
• живот распластывается, перистальтика кишечника формируется слабо
• и ещё много всяких нарушений параллельно включается
А мы радуемся вроде благому делу, но в итоге получается тому, что патология усугубляется.
Как понять, что выкладывать на живот уже полезно?
Конечно, в каждом конкретном случае лучше показаться специалисту.
Но есть несколько основных признаков по достижении 1,5 месяцев:
- уверенное спокойное лежание на спине без покачиваний из стороны в сторону и извиваний, заваливаний на бочок (если есть напряжение по задним поверхностям шеи и спины, то на спине лежать не нравится)
- голова находится чётко по центру и шея хорошо видна
- ребёнок хорошо отслеживает игрушку глазами далеко влево и вправо
- следит за игрушкой, когда Вы ведёте её от его глазок к его ногам и чуть вверх, старается при этом сократиться всем телом и в шее
- при выкладывании на живот, таз остаётся на опоре, не поднимается
- при выкладывании на живот нет ощущения, что голова запрокинута
- при выкладывании на бочок - обязательно должны быть попытки оторвать голову от опоры
Вот теперь пора и на живот выкладывать.
Ребёнок готов качественно включать механизмы дальнейшего развития.
Статья: А вы знали, что развитие новорожденного в огромной степени зависит от земного притяжения?
Теперь вопрос на засыпку для думающих родителей!
❓ А как благоприятно выкладывать новорожденного на фитбол?
😎 Жду ваши ответы ... Благодарю за 💖ЛАЙК!