Авиакомпания "Россия" - это, прежде всего, про безопасность, пунктуальность и сервис. Мы являемся мировым лидером по уровню безопасности полетов. В парке авиакомпании эксплуатируется 129 воздушных судов: 72 Superjet 100, 18 Airbus А319, 8 Airbus А320, 12 Boeing 737, 10 Boeing 777 и 9 Boeing 747.
Во время полета все, кто находится на борту самолета, разумеется, дышат — вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. В среднем человек потребляет 6–9 литров воздуха в минуту. Кислорода в выдыхаемом воздухе остается довольно много, около 16% вместо 20% во вдыхаемом. А вот углекислого газа, CO2 , в выдыхаемом воздухе минимум в 100 раз больше, чем в свежем, примерно 4% вместо 0,03%. Именно повышение концентрации углекислого газа в основном и создает ощущение духоты. Человек начинает замечать ее, когда содержание CO2 в воздухе превышает 600 ppm (частей на миллион), то есть всего лишь 0,06%, при этом предельно допустимым уровнем считается 1000 ppm, или 1%.
Для хорошего самочувствия пассажиров воздух в салоне самолетов необходимо постоянно обновлять. Система вентиляции подает внутрь свежий воздух в количестве, достаточном для полной смены атмосферы в салоне, от 8 до 40 раз в час.
Современные самолеты летают на высоте до 12 километров. Воздух там разреженный и холодный, до –60 °С. Свежий воздух забирают в двигателях — от компрессора, который втягивает и сжимает воздух перед тем, как подать его в камеру сгорания. Он чистый: во-первых, на такой высоте практически нет пыли, во-вторых, никакие микроорганизмы и вирусы не перенесут перепада температуры от –50 °C до более чем 500 °С в компрессоре. В нем воздух нагревается не из-за контакта со сгорающим топливом, а из-за повышения давления. Как гласит закон Шарля, он же второй закон Гей-Люссака, соотношение температуры и давления газа — величина постоянная, поэтому при сжатии воздух нагревается. Далее для подачи в салон его надо охладить. Это делается как с помощью теплообменников, которые в полете охлаждает воздух за бортом, так и с помощью специального устройства — турбохолодильника. Он также использует закон Шарля, только наоборот: нагретый воздух расширяется и так охлаждается. При расширении воздух вращает турбину, которая приводит в действие вентилятор для прокачивания забортного воздуха через радиаторы теплообменников. То есть энергия, запасенная при отборе воздуха, работает на его же охлаждение. Это необходимо, когда самолет находится в аэропорту, — благодаря турбохолодильнику система вентиляции обеспечивает охлаждение воздуха в салоне на стоянке.
Когда самолет на земле, воздух также проходит через осушитель. На больших высотах воздух за бортом, наоборот, содержит очень мало влаги, поэтому в некоторых новых моделях лайнеров воздух, подаваемый в крейсерском полете, увлажняют.
Часть воздуха из салона выбрасывается наружу, а оставшаяся фильтруется через HEPA-фильтры (High Efficiency Particulate Arrestance — «высокоэффективное удержание частиц», англ.), затем смешивается со свежим воздухом и снова подается в салон. HEPA-фильтры задерживают до 99,97% всех частиц, расстояние между их волокнами — 10–40 мкм (0,01–0,04 мм) — слишком маленькое для большинства вирусов. Такие фильтры применяются и в медицинских учреждениях.
В салоне воздух движется сверху вниз. Это минимизирует распространение пыли, запахов и, разумеется, микробов при кашле или чихании. По замерам специалистов компании Airbus, воздух в салоне дальнемагистрального лайнера после полета чище, чем перед взлетом.