Найти в Дзене

ЧТО ДВИЖЕТ САМОЛЕТ

В парке авиакомпании "Россия" эксплуатируется 129 воздушных судов: 72 Superjet 100, 18 Airbus А319, 8 Airbus А320, 12 Boeing 737, 10 Boeing 777 и 9 Boeing 747. "Россия" представляет вам широкую географию полетов. Летаем нашей маршрутной сетью в более 30 городов России.

Практически все современные пассажирские авиалайнеры оснащаются газотурбинными двигателями. Они бывают двух типов — турбовинтовыми и турбореактивными.

Самолеты вместимостью до 70 пассажиров, летающие на несколько сотен километров, чаще имеют турбовинтовые силовые установки, где большую часть тяги создают воздушные винты, а их приводит в движение турбина. Машины вместимостью более 100 мест — дальность их полета измеряется в тысячах километров — оснащают турбовентиляторными двигателями (подвидом турбореактивных). Они двигают самолет за счет тяги, создаваемой как вентилятором, так и за счет струи раскаленных газов, образующихся при сгорании смеси топлива и воздуха и проходящих через турбину.

В корпусе газотурбинного двигателя на роторе установлено два комплекта лопаток. В передней части первый комплект лопаток называют компрессором — его функция засасывать и сжимать воздух, повышая его давление. Так, например, компрессор двигателя GE90 на Boeing 777 во флоте авиакомпании «Россия» увеличивает давление поступающего воздуха в 40 раз. В соответствии с законом Гей-Люссака при повышении давления растет температура воздуха. После компрессора сжатый горячий воздух попадает в камеру сгорания, куда подается топливо. Топливовоздушная смесь воспламеняется, значительно расширяясь, и стремящиеся в открытое сопло газы по пути вращают второй набор лопаток, турбину. Химическая энергия топлива превращается в механическую работу. Турбина приводит в движение компрессор, который снабжает камеру сгорания свежим воздухом. В турбовинтовых двигателях и на вертолетах турбина, кроме компрессора, приводит в движение и винт, а в турбовентиляторных — вентилятор в дополнение к тяге, создаваемой истекающими из сопла газами.

-2

В гражданской авиации наибольшее распространение получили именно двухконтурные турбореактивные двигатели, именуемые турбовентиляторными. Первая ступень дополнительного компрессора выполнена в виде вентилятора большого диаметра, и часть воздуха идет в обход, по второму, внешнему контуру. Благодаря ему двигатель работает эффективнее в относительно плотных слоях атмосферы на относительно небольших высотах, он расходует меньше топлива и создает меньше шума.

-3

Если масса прокачиваемого через внешний контур воздуха превышает двукратную массу воздуха, проходящего через внутренний, двигатель называют турбовентиляторным, а компрессор внешнего контура — вентилятором. Большой вентилятор придает двухконтурным двигателям характерный вид — они «телескопические», из гондолы сзади как бы выдвинуто сопло. В пространстве между кожухом и соплом внутреннего контура и проходит воздух внешнего контура. У двигателя GE90 на Boeing 777 степень двухконтурности 9,0. То есть во внутренний контур, где происходит сгорание топлива и создание реактивной струи, идет лишь 1/10 поступающего в двигатель воздуха, остальной разгоняется до высоких скоростей во внешнем контуре. У двигателей семейства CFM56 на Airbus A320 и Boeing 737 степень двухконтурности 5,5–6,6.